Posted 21 октября 2019,, 09:26

Published 21 октября 2019,, 09:26

Modified 1 февраля, 00:03

Updated 1 февраля, 00:03

Хочешь быть здоровым? Родись богатым

21 октября 2019, 09:26
Сергей Лесков
Позволю себе мрачный прогноз: уже не за горами то время, когда медицина в России обрушится, а врачи начнут массовый исход из профессии.

Принято считать, что судьба России полнее всего отражена в ее великой литературе. Самые известные русские книги, в которых главные герои служат врачами — «Ионыч» Чехова, «Морфий» Булгакова, «Доктор Живаго» Пастернака, «Казус Кукоцкого» Улицкой.

Книги на любой вкус. Но есть общая черта, которая их роднит. Судьба всех главных героев трагична, причем так, что хуже некуда. И если у русской литературы на самом деле имеется провидческий дар, то он в полной мере оправдался в наши дни. По всей стране врачи грозят массовыми увольнениями из-за жутких нагрузок и мизерных зарплат. На этом фоне силовики развязали кампанию по привлечению докторов к уголовной ответственности за все мыслимые прегрешения.

Позволю себе мрачный прогноз: не за горами время, когда система здравоохранения обрушится, а врачи начнут массовый исход из профессии. Нет, совсем они не вымрут, это последняя профессия, которая исчезнет в случае глобальной катастрофы, но массовой она перестанет быть.

Сейчас в России 550 тысяч врачей. Почти в два раза меньше, чем полицейских, не считая бравых росгвардейцев, которые так часто нуждаются в медицинской помощи. Уверен, силовики в России будут прибывать, а врачей будет все меньше, потому что таковы потребности и ценности государства.

Судя по реакции ревизоров, причина недовольства врачей высосана из пальца. Согласно указанию президента, средняя зарплата им поднята до 200% от уровня по региону. Всякий раз при очередном бунте выясняется, что врачи бесятся с жиру и катаются как сыр в масле. Лично мне мешает поверить чиновникам то, что в собственной семье я вижу, в каком режиме приходится жить молодому врачу. 15-часовой рабочий день и часто сразу вслед за суточным дежурством, — это норма, и никакие доплаты невозможны в принципе. Зарплата — не нищенская, но жиденькая.

Мы привычно считаем, что выборы депутатов — это мир фальсификаций. Думаю, любой статистический отчет в нашей стране превратился в документ, который призван замаскировать реальное состояние дел. Это касается сказочно низкого уровня инфляции, вдруг поскакавших вверх доходов, а в области здравоохранения — зарплат персонала, вокруг которого плетутся хитрые бухгалтерские комбинации. Скажем честно, даже эти 200% для врача, который должен грызть науку десять лет, — это насмешка над профессией, требующей предельного, на разрыв аорты психического, интеллектуального и физического напряжения.

Тем временем по федеральным каналам прошла духоподъемная новость. Власти собираются ускорить получение российского гражданства для специалистов дефицитных профессий. Во главе списка — врачи. Логика у чиновников вполне в духе реформ, которые подвели подкоп под систему здравоохранения, когда-то считавшуюся лучшей в мире. Зачем платить своим капризным докторам, если можно завезти врачей-гастарбайтеров, которые согласны на любую зарплату? Зачем напряжение, если можно сгладить углы? Врач из Талды-Кургана бастовать не будет, счастье, что не заставили в дворники пойти. У знакомого предпринимателя видел на даче дворника, который прежде был астрономом на Памире. В наших магазинах за прилавком можно увидеть педиатров из Хорога и ревматологов из Нурека. Теперь у них появится шанс надеть по-настоящему чистые халаты.

Доводы о том, что здравоохранение является важнейшим фактором экономики, от которого зависят все прочие параметры, начиная от производительности труда и кончая рынком труда и демографией, обречены перекочевать в прошлое. На дворе — другая эпоха, когда востребована другая медицина.

Массовое здравоохранение — дитя промышленной революции и мировых войн. Пролетариат эпохи индустриализации и воинские рати эпохи противостояния идеологических сверхдержав не могли обойтись без армии медицинского персонала, который был вовлечен в орбиту щедрого бюджетного финансирования для решения стратегических задач. Сейчас массовое здравоохранение имитирует государственные функции, власти милостиво разрешают ему тихо отойти в мир теней и воспоминаний. Граждане взыскуют социальных гарантий, но такие граждане — обременение и лишний балласт для государства нового типа.

Итак, наши статистические отчеты — средство маскировки и конспирации, к реальности имеют отдаленное отношение. Недавно в России был объявлен год борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Минздрав рапортовал: за год смертность на этом фронте снизилась на пять процентов. Фантастика! Скоро получим сердце, как пламенный мотор. Все потому, что диспансеризацию прошли 60 миллионов человек. Фактически каждый второй, кто может ходить. Но среди моих знакомых нет ни одного подобного счастливца. Может быть, вокруг повальная диспансеризация, но что-то не верится…

За десятилетие продолжительность жизни мужчин подскочила на шесть лет. Уже скоро из мужчин можно будет опять гвозди делать! Если с женщинами, только в 2019 году средняя продолжительность жизни увеличилась на восемь месяцев, а смертность упала аж на три процента! Стоило президенту в майских указах поставить задачи, как население в едином порыве и благодаря подсчетам Минздрава, откликнулось на инициативу и перестало отбрасывать коньки. Что за народ, сердце не нарадуется…

Уверен, ни приписки, ни массовые армии врачей, ни обилие медицинских академий и вузов России больше не нужны. Россия — мировой лидер по имущественному расслоению населения. 60 процентов всех богатств в России контролирует один процент населения. По этому показателю Россия превзошла США (30%), Великобританию (25%), Италию (25%), Канаду (25%), Францию (20%), Японию (19%). Соратники по БРИКС также оставлены позади: Индия (51%), Бразилия (43%), Китай (35%).

Скоро врачи нормальной квалификации будут не столько лечить пациентов, сколько предоставлять услуги по повышению качества жизни богатым клиентам. Благодаря биотехнологиям и генетическим манипуляциям появятся препараты нового поколения, которые улучшат когнитивные и физиологические способности российской элиты. Сейчас богачи покупают дворцы и яхты, но будут приобретать жизнь и, в нагрузку, стоящих докторов. Чтобы быть здоровым, достаточно будет одного — родиться в богатой семье.

А оставшиеся скучные граждане будут толкаться в поликлинике в ожидании приема у тех врачей, что для них остались.

Сергей Лесков