Posted 6 ноября 2019,, 18:22

Published 6 ноября 2019,, 18:22

Modified 1 февраля, 00:11

Updated 1 февраля, 00:11

Метаморфоза интернета

6 ноября 2019, 18:22
Когда вы сегодня отказываетесь от интернета — вы попадаете не в «доинтернетную» эпоху, а в мир, где у вас интернета нет, а вся инфраструктура, что двадцать лет назад его заменяла, уже демонтирована.

Когда Владимир Путин говорит об интернете, мы сразу слышим три истины, одна из другой выходящие: во-первых, президент России не пользуется интернетом и очень слабо вообще представляет себе, что это такое есть. Во-вторых, ровно по этой причине заинтересованные граждане могут в свою пользу продавать ему любую чепуху, от «суверенного рунета» — до «государственной Википедии». В-третьих, вся эта ситуация характеризует Владимира Владимировича не консерватором, не ортодоксом, она вообще не про взгляды на жизнь, она про безграмотность и базовое несоответствие занимаемой должности.

Важная метаморфоза интернета со второй половины нулевых — из упростителя жизни, такого забафа или экстеншона для сравнительно продвинутой публики — он стал жизни компонентом.

С каждым годом список повседневных алгоритмов, в которых интернет опционален — сжимается.

Как любая другая большая революция, интернет в любой задаче проходит стадии: «можно», «желательно» и «невозможно».

В 2005 году можно было снять квартиру через интернет, в 2010 желательно иметь интернет для съема квартиры, в 2019 невозможно снять квартиру, минуя интернет.

Когда вы сегодня отказываетесь от интернета — вы попадаете, на самом деле, не в «доинтернетную» эпоху, вы попадаете в тот мир, где у вас интернета нет, а вся инфраструктура, что двадцать лет назад его заменяла — уже, в значительной степени, демонтирована.

Очень простой кейс, с которым в жизни столкнется каждый: вам нужно узнать расписание поезда, электрички, междугороднего автобуса.

Что вы делали двадцать лет назад? Открывали лежащий на телефонном столике справочник, отыскивали в нем телефон соответствующего транспортного узла, получали всю необходимую справку по звонку.

Сегодня, даже если каким-то чудом у вас есть телефонный столик со справочником — совершенно не факт, что заявленный телефон вообще ответит и ответит нечто более внятное, чем «посмотрите на нашем сайте».

Вам нужен был нотариус, сапожник, парикмахерская, ремонт телевизоров — вы звонили по 09 в единую городскую справочную, откуда получали необходимый контакт. Сегодня вся эта система срыта за абсолютной бессмысленностью.

Еще 5-6 лет назад, стоило вам поднять руку у обочины — на зов, пересекая пять рядов пробки, летел с десяток извозчиков на любой вкус. Сегодня (проверено в Питере на собственной шкуре) с разряженным смартфоном — намного лучше найти кафе с розеткой, чем к черту замерзнуть в позе Владимира Ильича на постаменте.

Почему это уместно сравнить с безграмотностью? В городе конца XIX — начала XX века, в период первой урбанизации — вы могли не уметь читать и писать. Простая грамотность была отдельным навыком. Навыком желательным, жизнь упрощающим, но вся инфраструктура была заточена на то, что средний ее потребитель не прочитает вывеску «Булочная», ее обязательно нужно продублировать большим фигурным калачом (да, это не для красоты делали).

Были специальные люди, что грамотность свою монетизировали — за денежку малую читали вам письма и составляли прошения.

Разучитесь читать сегодня — вы не вернетесь в благословенный 1895-й. Инфраструктуры поддержки безграмотности больше нет. Мир по умолчанию предполагает, что нотифекейшон «Курьер забрал заказ в ресторане и будет у вас до 19.30» — вы поймете без представления комиксом.

Сегодняшний дантист не будет давать объявление в газету, как бы он сделал еще 15 лет назад. Он знает, что каждый его клиент придет вырывать больной зуб именно через интернет и никак иначе.

Из изолированной сущности интернет стал магистралью, которая есть всегда, на которую подвешено, которой обеспечено все прочее бытие. Для всех. Кроме самого влиятельного должностного лица страны.

Прочитать оригинал поста можно здесь.