Posted 13 ноября 2019,, 21:01

Published 13 ноября 2019,, 21:01

Modified 1 февраля, 00:14

Updated 1 февраля, 00:14

Московская церковь одиночества

13 ноября 2019, 21:01
Иван Преображенский
Расчет на то, что никто в мировом православии не рискнет открыто поссориться с РПЦ из-за Украины, оказался ошибочным.

Русская православная церковь разрывает общение с патриархом Александрийским и всея Африки Феодором II из-за того, что он признал Православную церковь Украины, которая появилась по решению патриарха Константинопольского Варфоломея и при поддержке прежнего украинского президента Петра Порошенко. До этого священнослужители РПЦ перестали поминать в своих молитвах и митрополита Афинского Иеронима II. Правда, тогда произошла небольшая сенсация.

Элладская (т. е. греческая) церковь признавала ПЦУ второпях, внутри нее было немало споров. И после решения о том, что патриарх Варфоломей имеет право давать другим церквям томос о независимости, несколько греческих епископов заявили, что ни в каком подобном голосовании не участвовали, так что результаты его не признают.

Пользуясь этим, РПЦ заявила, что поминать в своих молитвах прекращает только тех греческих православных иерархов, которые, по версии Москвы, нарушили каноническое право и признали Православную церковь Украины. Раньше Московский патриархат в таких случаях, что называется «банил» всю враждебную православную церковь, начиная с ее главы и до последнего дьячка. Теперь же был предложен дифференцированный подход. Что, по мнению части комментаторов, свидетельствует о том, что РПЦ понимает сложность положения, в котором оказалась.

Тем не менее, в Москве уже пишут ни много ни мало про скорое наступление Апокалипсиса из-за признания ПЦУ, а также о том, что все это — «дело рук американских посольств». Но даже если бы было и так, это никак не облегчает положение Русской православной церкви. Она радикально испортила отношения с Константинопольским патриархом, будучи в полной уверенности, что ни одна из других поместных православных церквей не рискнет открыто поссориться Москвой. И просчиталась.

Ходят слухи, что уже в ближайшее время признать ПЦУ может Иерусалимский патриарх Феофил III (так же грек по национальности, как Варфоломей и Феодор II). Страшилки про близкий «конец света» из-за этого никого явно не испугают. А инструментов для давления у РПЦ просто нет. И Кремль, который активно подталкивал ее к конфликту из-за своих политических интересов на Украине, тоже, судя по всему, помочь не хочет. Или просто не может.

При этом Украина по количеству приходов, а тем более и прихожан — не только крупнейшая зона присутствия РПЦ в мире (речь про Украинскую православную церковь Московского патриархата), но и главная «символическая» ставка патриарха Кирилла. В этом смысле пример Александрийской патриархии как раз очень показателен.

Сравнительно недавно патриарх Феодор II начал рукополагать женщин в сан дьяконы (дьякониссы). Москва категорически отказалась с этим согласиться и назвала это отступлением от православных традиций и чуть ли не краеугольным вопросом вероучения. Однако разрывать отношения с Александрийской патриархией в РПЦ не торопилась. Теперь же из-за Украины, когда речь, очевидно, идет именно о политическом вопросе, патриарх Кирилл мгновенно прекращает поминать в своих молитвах Феодора II.

Это ставит РПЦ в очень уязвимую позицию. Получается, что Московская патриархия на глазах теряет свой авторитет в глазах других поместных церквей. Впрочем, и авторитет Константинопольского патриарха, кто бы ему ни помогал, не настолько высок, чтобы сейчас вдруг началось повальное признание ПЦУ православными иерархами.

Таким образом, проблема православной церкви на территории Украины явно не будет решена в ближайшие годы, а скорее, и десятилетия тоже. При этом авторитет РПЦ очевидно будет ослабевать и дальше. Не исключено, что не только в глазах других поместных православных церквей, но и простых прихожан. Слишком уж далеки от реальности крики о скором Апокалипсисе и в целом реакция «церковного начальства» на ситуацию на Украине.

Иван Преображенский