Posted 14 ноября 2019,, 15:21

Published 14 ноября 2019,, 15:21

Modified 1 февраля, 00:15

Updated 1 февраля, 00:15

Кто, если не кот

14 ноября 2019, 15:21
Виктория Волошина
История с пухлым Виктором показала: российские госкомпании, как и власть, не понимают юмора. Зато народ все еще способен шутить и креативить.

Бог пиара послал «Аэрофлоту» толстого кота, но промахнулся с клиентом. Полосатый симпатяга Виктор мог бы стать символом человеческого лица российского авиаперевозчика, а стал флагманом сопротивления граждан звериной серьезности наших монополистов и обычной людской глупости.

Почему именно котик вызвал такое сопереживание в обществе, понятно. Во-первых, потому что это котик. А во-вторых, мы страшно устали от хтонических российских новостей: про доцента-расчленителя, по частям топившего свою жертву в реке, про солдата-срочника, расстрелявшего восемь сослуживцев, про дефицит жизненно-важных лекарств, про бесконечные абсурдные дела и не менее абсурдные сроки для новых «политических»…

Дискуссия про кота-обжору — из другого, нормального мира, где люди умеют не только выживать, но и жить. Не только запрещать, но и разрешать. Не только сажать (в данном случае котика в багажное отделение), но и выпускать. Заботиться о ближнем своем — пусть даже он толще на 2 кг, чем положено по нормативам. Шутить, в конце концов…

И кто знает, вдруг именно этот серый котяра станет тем черным лебедем, который изменит ход истории России. Ведь на простых и всем понятных примерах куда лучше доходит, в каком скучном и глупом зазеркалье мы сегодня оказались.

Ну действительно, есть большая богатая компания, скорее всего, с миллионными бюджетами на пиар и общественные коммуникации, с массой начальников, главных и помельче. И все они скопом в ответ на пост малоизвестного блогера про его небольшую хитрость с котиком не придумали ничего другого, как отнять у нарушителя бонусы и заблокировать карту лояльности. Получи, хитрец, гранату. Хорошо еще, в суд не подали. Был бы процесс века: «Аэрофлот» против толстого кота.

Хотя вообще-то хозяин Виктора эти бонусы (400 тысяч миль, между прочим, раз десять можно было слетать из Москвы во Владивосток) честно заработал, выбирая рейсы не самой клиентоориентированной компании в мире. Понятно, что российский капитализм такой же суверенный, как и российская демократия. Но все-таки отнимать у потребителя то, что недавно подарил в благодарность за лояльность, — совсем не по-капиталистически и даже не по-пацански.

Точно так же ведет себя наше государство. Лоялен — дадим тебе привилегии и бонусы. Встал поперек дороги — отнимем все, что нажито. Блокировка счетов людей, только проходивших мимо Фонда по борьбе с коррупцией, яркий тому пример. Но заступаться за них страшно, это уже политика, чреватая большими неприятностями. А веселый пост в поддержку кота Виктора и его хозяина — редкая возможность выплеснуть хотя бы часть того, что накипело. Посмеяться над теми, кто придумывает дурацкие правила и запреты. Поиронизировать над очень серьезными, богатыми и важными, но такими, оказывается, неповоротливыми, скучными и, прямо скажем, недалекими людьми. Потому что умные с котами не воюют.

Кейс «Аэрофлот и толстый кот» несомненно войдет в хрестоматию пиара и маркетинга. За несколько дней конкуренты российского авиаперевозчика основательно «нассали ему в тапки», пообещав усатым-полосатым и их хозяевам самые разные привилегии и скидки. Даже службы такси и доставки подсуетились, предложив пострадавшему котовладельцу компенсировать на земле небесные бонусы, отнятые мстительным и, мягко говоря, не самым креативным «Аэрофлотом». Было бы, конечно, интересно оценить ущерб репутации компании в рублях — надеюсь, кто-то из экспертов это сделает.

Но, собственно, главное даже не это — после скандала с увольнением «постаревших и потолстевших стюардесс» про компанию и так все понятно. А вот за теми, кто в котоистории стал защищать «Аэрофлот», наблюдать было действительно интересно. Их аргументы: правила надо соблюдать, какими бы странными они ни казались — дескать, перевозчикам, обеспечивающим нашу безопасность, виднее. И вообще, животные в салоне — только во вред людям, особенно аллергикам. Как будто для аллергиков толстый кот опаснее худого.

Таких граждан, в любых ситуациях поддакивающих власти, будь то «возвращение» Крыма, тюремные сроки за бросок пластикового стаканчика или глупая мстительность большой корпорации, в нашей стране хватает. Они всегда на стороне силы. Всегда с теми, кто уверен, что никаких компромиссов с низами быть не может, иначе сразу на голову сядут, начнут демократию разводить да котов возить стаями.

С другой стороны, сюжет с котом показал, что в России еще осталось много креативных, талантливых, веселых людей. Не все еще впали в депрессию от невозможности сделать что-то яркое в стране, где власть боится любого свободного, критичного, ироничного слова. И дискуссии можно вести, не срываясь в истерику и не обливая друг друга помоями, а задорно и искрометно. Поэтому мы еще сможем, и довольно быстро, вернуться к нормальной жизни, когда нынешний морок рассеется.

Виктория Волошина