Posted 15 ноября 2019,, 14:13

Published 15 ноября 2019,, 14:13

Modified 1 февраля, 00:15

Updated 1 февраля, 00:15

Эксгибиционизм класса «люкс»

15 ноября 2019, 14:13
Людмила Семенова
Выставлять напоказ роскошную жизнь в стране, где многие люди едва сводят концы с концами, — это откровенное издевательство.

Новое реалити-шоу «Яна Супер» ожидаемо вызвало бурную дискуссию в соцсетях. Проект придумали две светские львицы — Ксения Собчак и Яна Рудковская, которая и стала главной героиней. Первый выпуск был презентован в элитном московском ресторане для «своих», а затем представлен широкой аудитории на канале «Супер».

Шоу получилось настолько соответствующим народным представлениям и клише о глянцевой жизни, что после просмотра возникли две версии относительно того, что же хотели сказать его создатели.

Первая — это потуги на юмор и самоиронию. Ведь Собчак с серьезным видом заявляет, что Рудковская раскроется как «простая баба, которая сделала себя сама и у которой были сложности с мужиками, суды за детей, непростые отношения с мужем». И практически сразу после этого нам демонстрируют огромный особняк с ландшафтным дизайном и помпезным интерьером. Сразу видны «простота» героини и «сложность» ее жизни.

Вторая — это все «без шуток». Возможно, представители российского шоу-бизнеса окончательно оторвались от народа, поселившись в башне из слоновой кости за непроницаемой крепостной стеной. И для них «баба», решающая свои проблемы с высоты третьего этажа личного особняка, с помощью управляющих и секретарей и с перерывами на светские завтраки «на серебре», мало чем отличается от «бабы», живущей в малогабаритной квартире и представляющей собой ходячую энциклопедию по сведению концов с концами. А ведь именно на таких зрительниц данная программа и рассчитана — люди, у которых доходы и культурные запросы чуть выше, подобным продуктом, говоря откровенно, побрезгуют.

Посыл, по-видимому, такой: неважно, где ты живешь, что ешь и какую одежду носишь — за внешней мишурой скрываются «такие же люди, как все». Только это большое лукавство, намеренное игнорирование того факта, что оболочка и имидж характеризуют именно внутреннюю сущность. И никак нельзя сказать, что гламурная тусовщица и женщина, чей быт сводится к борьбе за выживание, по-человечески равны и только по-разному «упакованы».

Кстати, выражение «сделал себя сам» далеко не в первый раз встречается в пиар-кампаниях наших знаменитостей. Хотя само по себе оно звучит абсурдно: любой человек в процессе своего становления как личности подвергается влиянию тех, кто его окружает, культурной и социальной среды. Без этого «сделать себя» нереально.

Тем более странно слышать нечто подобное об обитателях мира селебрити, который зарекомендовал себя как насквозь искусственный и фальшивый. Конечно, не исключено, что в шоу-бизнесе есть искренние люди, чья популярность основана на их личном труде и таланте. Но абсолютное большинство не представляло бы собой ничего без постоянных усилий продюсеров, режиссеров, имиджмейкеров, стилистов, фотографов, ретушеров и журналистов.

Поэтому когда сама Рудковская заявила, что цель проекта — показать «жизнь без купюр и красивых рамок», это походило на насмешку. Если она имела в виду, что собирается выставить напоказ свои семейные проблемы и отношения с мужем Евгением Плющенко (а они в последнее время регулярно становятся предметом сплетен), то это не имеет ничего общего с искренностью и открытостью. Впрочем, Плющенко, пожалуй, выглядит наиболее естественным из всех участников шоу, а его признание в любви к размеренному отдыху и уединению волей-неволей подкупает.

Сама же Рудковская зачастую — например, во время пребывания в своем сочинском доме, — напоминает героиню любимой многими старой кинокомедии «За бортом». А уж сцена в гардеробной, с акцентом на количестве брендовых аксессуаров, и вовсе выглядит прямой отсылкой к шкафчику для обуви из этого же фильма. Только в российском проекте сцена получилась совсем не смешной — в частности потому, что была вставлена явно ради рекламы гладильной установки для «кутюрных» тканей. Есть там и другие эпизоды с даже не завуалированным продакт-плейсментом: обсуждение интернет-магазина игрушек с ребенком и появление в кадре антистрессового средства, в котором явно очень нуждаются медийные личности.

Активное участие в реалити-шоу сына Рудковской и Плющенко — Саши — с уверенностью можно назвать наиболее сомнительным ходом. Другие дети главной героини сниматься в первом выпуске отказались, и пока неизвестно, покажут ли их в дальнейшем. Спекуляция на детской непосредственности и искренности всегда производит дурное впечатление, тем более в проекте, целиком построенном на фальши. Во-первых, заметно, что шестилетний ребенок уже знает правила шоу-бизнеса и говорит не наспех заученные, а вполне привычные в его среде вещи. И во-вторых, демонстрировать в качестве детских карманных денег купюры, которые для большей части населения России являются очень даже крупными и «взрослыми», тоже как минимум неприлично.

Что авторы проекта хотели сказать простым зрителям? Напомнить, что в жизни все решают отнюдь не таланты, а привилегии, которые могут дать семья и нужные «дружеские связи»? В таком случае главный посыл новоиспеченного реалити-шоу, вероятно, таков: если вы находитесь по ту сторону экрана — завидуйте молча.

Людмила Семенова