Posted 18 ноября 2019,, 15:52

Published 18 ноября 2019,, 15:52

Modified 1 февраля, 00:17

Updated 1 февраля, 00:17

Транзит власти? Не дождетесь

18 ноября 2019, 15:52
Александр Желенин
Никакой проблемы передачи верховных полномочий в 2024 году в России нет и не будет — потому что никто не хочет перемен.

Очередной опрос «Левада-центра» об отношении россиян к Владимиру Путину в который уже раз продемонстрировал очевидную, на мой взгляд, вещь. А именно, что никакой проблемы «транзита власти» в 2024 году в России нет. И не будет. Общество в целом такого транзита не хочет. Элита — тем более. Власть как была в руках нацлидера, так и останется у него и после этого срока. При этом, как в перспективе будет называться его должность, значения не имеет.

Почти не сомневаюсь, что ближе к 2024 году, а может и раньше, мы услышим от Путина что-то похожее на то, что сказал на днях его белорусский коллега Александр Лукашенко, отвечая на вопрос, будет ли он баллотироваться на президентских выборах в 2020 и 2025 годах. «Я посиневшими пальцами не буду держаться за это кресло», — сказал он и тут же уточнил, — Если вы меня не попросите, я никогда не буду снимать свою кандидатуру. Я предложу свою кандидатуру». Понятно, что если кто-то и попросит его не выдвигаться в президенты, то это будет жалкое меньшинство, оппозиционные отморозки.

Точно так же и Путин. Он тоже не будет «держаться за кресло». Но большинство россиян, конечно, будет за то, чтобы вновь увидеть его там. Потому как большинство всегда за стабильность. И Путин — что поделать! — уступит…

Это большинство, конечно, не очень довольно своей жизнью (что выливается в результаты других опросов, например, об отношении к правительству), однако ему в ежедневном режиме терпеливо и настойчиво внушается простая мысль: уйдет гарант — будет еще хуже. Или (как вариант), будет неизвестно что. А неизвестности и непредсказуемости среднестатистический обыватель боится больше всего. Да, сегодня — не сахар, но пусть уж будет так, как есть…

Жизнь, между тем, постепенно становится все тяжелее. Но тут главное, что именно постепенно, а не обвально. И если что, мы всегда знаем, кто в этом виноват: либералы, засевшие в правительстве, Чубайс (проходит в массовом сознании отдельной категорией зла), Запад, строящий козни, китайцы (но не Китай — им мы восхищаемся), оккупирующие Сибирь, нацпредатели — да мало ли кто еще?

Одна женщина написала мне в Facebook, что «благодаря Путину все мы еще живы». Ответ, что живы далеко не все, что вообще-то общая убыль населения РФ с 2000 по 2018 годы составила около 8 млн человек, ее, конечно, не убедил. В Путина, как в Россию, «надо просто верить». Она и верит.

Другая дама написала, что на самом деле вся власть в руках (не смейтесь!)… Дмитрия Медведева. От того, мол, и все беды. Объяснять, что в руках президента вообще-то крупнейший после американского ядерный арсенал, огромная армия, все спецслужбы, что глава правительства Дмитрий Медведева — подчиненный Владимира Путина, естественно, тоже не имеет смысла. Она тоже верит. А чувства верующих у нас обижать — ни-ни…

Привел же я подобные мнения по той причине, что они (с разными вариациями) весьма типичны для большинства. И именно благодаря этой позиции в России существует политическая система, которая на ранней стадии отсеивает всех, кто может составить хоть какую-то конкуренцию нацлидеру и партии власти.

Теперь что касается данных, которыми сегодня поделился «Левада-центр».

Заголовки некоторых СМИ в духе «россияне стали меньше восхищаться Путиным», видимо, больше отражают желаемое, чем действительное положение вещей. Да, если сравнить опросы жителей России на эту тему в короткий (5-6 лет) предкрымский и послекрымский период, то можно увидеть некоторую динамику снижения их восторгов по отношению к президенту. Однако если мы посмотрим результаты таких же исследований за более продолжительное время, то увидим, что бывало и хуже, но все равно — не смертельно.

Когда надо, рейтинги всегда можно накрутить подконтрольными телеканалами. А если и это безотказное средство дает сбой (как было в 2018 году в момент повышения пенсионного возраста), уровень поддержки президента все равно остается на вполне приемлемом для него уровне.

Феномен Путина не только в том, что он умело лавирует между разными группами интересов как внутри страны, так и за рубежом — что есть, то есть. Этого у него не отнять. В этом (и только в этом) смысле он, вероятно, почти идеальный политик. Но дело еще и в том, что он всем дает то, чего от него ждут. При этом он всегда — гибко или жестко — проводит ту политику, которую считает в данный момент правильной. И все (во всяком случае, внутри страны) в общем и целом довольны.

Системные либералы видят, что в экономической политике он вполне на их стороне. Дебет с кредитом сводит. А то, что это сведение проводится за счет большинства — ну, что ж поделать …

Левым он регулярно подает надежду на пусть и небольшие, но какие-никакие социальные реформы. В будущем. А когда не подает, они все равно в это верят. Пусть это совсем небольшие и даже не реформы, а только надежды, но это все же лучше, чем ничего, рассуждают они. Как он сказал недавно — вернуть социализм невозможно (наших левых это почему-то совсем не огорчило), но отдельные его элементы — почему нет. Левый конформист (а конформистов среди левых столько же сколько и среди правых — то есть большинство) счастлив и этим. «Путин наш или вот-вот станет нашим», — мечтает он. А что это «вот-вот» длится уже 20 лет, не имеет для конформиста никакого значения. Надеясь на мудрость правителя, он готов ждать еще столько же…

С правыми еще лучше. Для большинства из них Путин уже практически воплощенный идеал государя — империю расширяет, ее военную мощь усиливает, врагам грозит, о себе говорит, как о «самом правильном и эффективном националисте». О чем еще мечтать? Разве только нежно, но настойчиво продолжать подталкивать его к еще большей решимости по всем этим направлениям.

Вот и выходит, что абсолютное большинство российского общества Путин устраивает, что в очередной раз и показали данные социологов. А значит, с высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что Путин будет у власти столько, сколько позволит ему здоровье. Про которое сам он говорит так: «Не дождетесь».

Александр Желенин