Posted 26 ноября 2019,, 16:28

Published 26 ноября 2019,, 16:28

Modified 1 февраля, 00:21

Updated 1 февраля, 00:21

Власти придумали четыре способа улучшить жизнь россиян. Но сработает только один

26 ноября 2019, 16:28
Сергей Шелин
Путин велел поднять доходы граждан. Осталось решить, как.

Каждая палка имеет два конца. Подготовка к думским выборам 2021-го и к транзиту 2024-го — это не только закон о гражданах-иноагентах и прочие строгости. В высших сферах явно хотят, чтобы к решающим политическим битвам народ подошел хоть с каким-то улучшением своего материального положения. Необходимость такового осознана сейчас всеми начальствующими лицами.

«Располагаемые доходы граждан практически стоят на месте. Безусловно, нужно изменить эту ситуацию», — приказал президент Путин на инвестиционном форуме. И он же уточнил на съезде ЕР: «Наша цель — обеспечить прорыв в развитии России… Это, конечно, в первую очередь благополучие людей». На том же съезде с вождем согласился и премьер Медведев: «Обозначу несколько направлений, которыми мы активно занимались. Первое, конечно, — это рост доходов людей…»

И капитаны экономики не зря публично выясняют, кто из них в этом году отнял у народа триллион рублей. В правительстве считают, что во всем виноват Центробанк, который своей политикой высоких ставок уменьшил на эту сумму совокупный спрос. А это — «недополученные доходы населением, прибыль компаниями, доходы бюджета». Так сказал министр экономразвития Орешкин. С другой стороны, Кудрин при явном согласии Набиуллиной заявил, что упомянутый триллион недодало гражданам как раз правительство и особенно силуановский Минфин — своим невыполнением плана бюджетных ассигнований.

Ясно, что поиски способов улучшить жизнь простых россиян обострились. Выдвинуты минимум четыре доктрины, указывающие путь к этой цели.

1. Доктрина Путина. Глава государства сообщил министрам, что рост доходов граждан — «важнейшее направление работы правительства». А функционерам ЕР предписано освоить опыт президентских телевизионных «прямых линий» и «терзать и трясти» нерадивых чиновников.

Впрочем, при всей мудрости этих наставлений, из них не понять, откуда возьмутся «результаты, достигнутые ради людей, а не слова или пустые обещания, ничем не подкрепленные».

2. Доктрина Медведева. После уже процитированных здесь слов о хлопотах, нацеленных на «рост доходов людей», в его речи на съезде ЕР следовали соображения, из которых видно, что на этом участке толком ничего не предпринято. То есть персона, формально возглавляющая кабинет и властную партию, либо не знает, что делать, либо знает, но не говорит. Доброжелательность заставляет допустить, что какой-то план у Медведева все же есть. Но секретный — и поэтому истолкованию не поддающийся.

3. Доктрина Силуанова-Набиуллиной. Хотя первый вице-премьер и начальница ЦБ находятся по разные стороны служебных баррикад, их идеи, во-первых, похожи, во-вторых, конкретны, а в-третьих, не являются тайной. Точнее, почти не являются. И Минфин, и ЦБ просто не видят возможности поспособствовать поднятию реального уровня жизни. Они рассуждают об этом подъеме только из должностной лояльности. На практике же их забота о народе сводится к усилиям не допустить хотя бы спада его доходов.

Отсюда и вышеупомянутые обоюдные попытки зажать триллион. Силуанов уклоняется от финансирования суперпроектов, догадываясь, что магнаты пустят деньги на ветер и при этом разгонят инфляцию. А Набиуллина старается помедленнее уменьшать ключевую ставку, предполагая, что при быстром ее снижении большую часть добавочных кредитов расхватают примерно те же магнаты и с тем же эффектом.

Не будем упрекать чиновников за маловерие. Подхлестывание экономики бюджетными вливаниями и низкими ставками иногда ускоряет хозяйственный рост. Который затем часто конвертируется в увеличение доходов простонародья. Но не в нашем климате. Слишком уж все зажато аппаратом учета и контроля. А на его демонтаж наложено очень строгое табу. Как нет отмашки и на передел бюджетных трат. Теоретически можно было бы урезать что-нибудь нацпроектное или охранительное и, допустим, повысить пенсии. Но это велено ни в коем случае не обсуждать.

В таком узеньком коридоре силуановско-набиуллинская доктрина, неявно, но прозрачно отрицающая саму возможность реального роста народных доходов, является честной. Однако совершенно неприемлемой с пропагандистской точки зрения. К счастью, есть кому исправить этот ее недостаток.

4. Доктрина Орешкина. Наш министр экономического развития не боится пообещать, а точнее, научно предсказать ускорение роста ВВП до 3,1% в 2021 году — как раз под думские выборы. Следовательно, народ вкусит плоды успеха именно тогда, когда это станет нужно.

Не скрою, есть сомневающиеся. В том числе и в верхних эшелонах. Но лично я считаю, что Орешкин имеет неплохие шансы на успех. Ведь у него есть крепкий тыл — Росстат.

Общими силами они уже обеспечили подъем народного благосостояния в нынешнем году. Хотя еще в первом полугодии «реальные располагаемые доходы населения» уверенно шли вниз, в третьем квартале требуемое чудо состоялось. И в совокупности за первые девять месяцев 2019-го народные доходы (по отчетам) выросли на 0,2%. Не будем преуменьшать это достижение. Тем более что оно — лишь начало славных дел. Дальше пойдет легче.

Эта четвертая по счету доктрина (назовем ее «статистической») запросто сводит все концы с концами и может быть гармонизирована с тремя предыдущими.

Путин получит желаемый «прорыв». Медведев сможет сказать, что именно на это он и намекал своим молчанием. Силуанов и даже, не исключу, Набиуллина сохранят шанс делать то же, что и делали, — ведь в отчетах это отражения не найдет.

И только народу в день голосования придется выбирать между собственным мнением и мнением Росстата. Впрочем, это будет уже заботой Центризбиркома.

Сергей Шелин