Posted 29 ноября 2019,, 09:35

Published 29 ноября 2019,, 09:35

Modified 30 марта, 15:25

Updated 30 марта, 15:25

Как призраки снова унизили Россию

29 ноября 2019, 09:35
Сергей Лесков
Новый скандал с РУСАДА демонстрирует, что провальная установка чиновников на победы в большом спорте любой ценой не изменилась.

Чаадаев задавался вопросом, что важнее — любовь к родине или любовь к истине. Чаадаев считал, что важнее второе. Впрочем, он был сумасшедшим. В российском спорте работают исключительно здоровые люди. Они считают, что любовь к родине будет поважнее. Надо бы сначала выяснить, что понимать под такой любовью, но это вредная заумь. В российском спорте формула любви проста: если ты победил, ты доказал любовь. То есть победа оправдывает средства. Лозунг Пьера де Кубертена о том, что участие в Олимпиаде важнее победы, пропах нафталином.

Между тем, вновь сгущаются тучи над нашим спортом. Вновь черные антидопинговые силы ВАДА злобно гнетут наших атлетов. В качестве наказания за массовую подмену проб в лаборатории РУСАДА международные спортивные чиновники собираются на четыре года лишить Россию права участия в Олимпиаде и других состязаниях. В отличие от прежних историй, когда нас частично отстранили от летней Олимпиады в Бразилии и от зимней в Южной Корее, мы не можем роптать на шельмование русофобами светлого образа наших олимпийцев. Факты неоспоримы: подменены сотни тысяч проб, относящихся, в том числе, к 2019 году, по жесткому диску прошлись жесткой рукой. Кто злоумышленник, неведомо. Не иначе как злой колдун и чернокнижник. Если подозреваемых нет, отдуваться будет весь российский спорт. А конкретно — спортсмены.

Важно подчеркнуть: если раньше наказывали спортсменов и федерации по спортивным дисциплинам за применение допинга, то сейчас этих претензий нет. Случаев употребления допинга у наших атлетов не больше, чем в других странах. На сей раз проведена спецоперация по массовому подлогу архива проб. Дошло до абсурда, когда в качестве проб мужчины подсунуты пробы женщины. Спецоперация с мочой напоминает спецоперацию с «Новичком» в Солсбери, где тоже напортачили призраки, а российские власти лишь разводили руками и делали большие глаза.

Когда разразился скандал с отстранением от последних Олимпиад, мы напропалую судились с международными структурами. Теперь-то с кем судиться? Будет логично, если спортсмены, потеряв гарантированное Конституцией право на труд и профессиональную деятельность, подадут судебный иск к Министерству спорта и к другим государственным учреждениям, имевшим доступ к архивам. Или спортсмены проявляют мужество только на спортивных аренах?

По опыту последних Олимпиад с большой вероятностью российским спортсменам предложат выступать под нейтральным флагом. Это унижение не только для спортсменов, но и для всей страны. Если в санкциях против российского спорта есть политическая подоплека, то именно нашего согласия на такое унижение и добиваются наши недоброжелатели. Не понимаю, как можно снимать патриотические фильмы про спорт вроде «Легенда № 17», «Движение вверх» или «Вратарь моей мечты» и в то же время соглашаться на национальное унижение. Невозможно представить, чтобы Яшин, Харламов или Роднина согласились выступать под чужим флагом, а для нынешнего поколения благодаря воле чиновников это становится традицией.

Думаю, корень проблемы во всеобщей атмосфере двоедушия и лицемерия, которые становятся нормой в нашем отечестве. Если в стране нет открытых выборов, нет независимой судебной системы, нет конкуренции в бизнесе, нет честных экзаменов и чистых диссертаций, то почему спорт должен быть честным и чистым? Мы имитируем процедуры, но стремимся к результату любой ценой. В депутаты должны пройти проверенные люди, приговор должен быть вынесен полезный, академиком должен стать нужный ученый. А в чемпионы может пройти только наш человек. Цель оправдывает средства, и чужая моча не помеха золотой медали.

В странах, претендующих на влияние в мире, большой спорт воспринимается сегодня как мягкая сила и пользуется господдержкой. Спортивные победы формируют рейтинг страны и становятся вопросом ее престижа. Вопрос в том, каким путем к этому идти. Эфиопия тратит половину гуманитарной помощи на подготовку марафонцев. Великобритания и Франция в массовом порядке дарят гражданство перспективным атлетам других стран. В США огромные средства идут в студенческий спорт. Россия не разменивается на массовый спорт, но вкладывает громадные средства в атлетов высшего звена. Сборы — на лучших базах в Европе, призовые — годовой оклад хирургического отделения в провинциальной больничке.

Россия придает спорту избыточное значение. Наши чиновники пытаются убедить граждан в первостатейной важности спортивных побед, которые стоят в одном ряду с возвращением Крыма. Мне кажется, мираж работает все хуже, пелена рассеивается. Граждане предпочли бы, чтобы дети были здоровенькие и посещали, как в былые времена, бесплатные спортивные секции, а чемпионы не загребали бы народное добро мускулистой рукой.

Чтобы быть правильно понятым, повторю тезис: я не против побед в спорте, но я против побед любой ценой. Мы перевернули пирамиду социальных ценностей и возвели на вершину пьедестала спортивные победы. Это легче и дешевле, чем поднять образование и здравоохранение, обеспечить социальную справедливость и прижать к ногтю коррупцию. Все это неизмеримо важнее для общества и для рейтинга страны, чем невероятный рекорд. Но ради побед в спорте мы готовы пожертвовать социальной справедливостью, не говоря о таком святом деле как подлог проб.

Кроме того, я убежден, что часто борьба с допингом скрывает лицемерие под благородными лозунгами. Каждый, кто был близок к большому спорту, знает, что без фармакологии атлет беспомощен, как младенец. Весь вопрос в качестве спортивной медицины — поймают тебя или ты спрячешься. По этой причине в авангарде олимпийских колонн должны идти люди в белых халатах, они же должны зажигать олимпийский огонь.

Спорт — это зрелище. Кто будет платить за то, чтобы лицезреть состязание доходяг из физкультурного зала? Эпицентр мировых спортивных шоу — Америка. Не случайно американские ассоциации бокса, баскетбола, футбола, бейсбола, хоккея на пушечный выстрел не подпускают к себе экспертов ВАДА, которые вынуждены оттягиваться на атлетах с других континентов. Если мы согласимся с этим, откажемся от ханжества в спорте, не надо будет переливать мочу из одной колбы в другую.

Зачем была задумана и почему провалилась операция с подменой проб в РУСАДА? Думаю, ответа не узнаем. Но, как говорил железный Майк Тайсон, у каждого есть план, пока он не получит по морде.

Сергей Лесков