Posted 30 ноября 2019,, 08:09

Published 30 ноября 2019,, 08:09

Modified 1 февраля, 00:23

Updated 1 февраля, 00:23

Совместимы ли феминизм и юмор?

30 ноября 2019, 08:09
Людмила Семенова
Современному российскому кинематографу очень часто не хватает глубины и смелости отказаться от клише.

До сих пор нет единого мнения, существуют ли темы, на которые не стоит шутить. Конечно, юмор способствует психологическому комфорту и порой спасает от стресса в критических ситуациях. Но в некоторых случаях он выглядит даже хуже серьезной мины и скучных нравоучений. Например, как в комедии «Давай разведемся».

Фильм был широко разрекламирован, взят в конкурсную программу «Кинотавра-2019» и удостоился большого количества похвал. Многие ставят ему в заслугу то, что он не отягощает зрителя философией и рефлексией, а настраивает на позитив и улучшает настроение. Разумеется, такие «культурные антидепрессанты» имеют право на существование. Однако «Давай разведемся» явно не дотянул до поставленной планки.

Анна Пармас давно работает в кино и на телевидении в качестве режиссера, сценаристы и актрисы. А молодежи и интернет-аудитории она, вероятно, известна прежде всего как создатель эпатажных клипов группы «Ленинград», в том числе изрядно нашумевших «Экспоната» и «В Питере — пить». Неудивительно, что ее новая полнометражная работа не обошлась без отсылок к этим мини-фильмам, абсолютно не претендующим на глубокомыслие.

Главную роль в «Давай разведемся» исполнила Анна Михалкова. Ее героиня Маша — гинеколог, которая настолько самозабвенно погружена в профессию, что не считается ни с аппетитом домашних, обсуждая при них женские болячки, ни с окружающей обстановкой, приходя в бассейн без купальника и с бахилой вместо шапочки. Муж этой нерадивой матери семейства Миша (Антон Филипенко) занимается домом, детьми и страдает от отсутствия женской ласки и тепла. Поэтому у него закономерно появляется любовница, которая показана шаблонной «принцессой», способной легко затмить любую «клушу» — хоть домашнюю, хоть работающую. Но удастся ли изменнику согреться в ее объятиях и как поведет себя обманутая жена, которая узнает обо всем благодаря телефону?

Зрителя начинают пытаться смешить с места в карьер. Однако первая шутка, имеющая более-менее интересную подоплеку, звучит, когда Маша жалуется подруге, что от нее ушел муж, и та переспрашивает: «В смысле — умер?» Из этого становится понятно, что мужскую ипостась супруга Маши давно никто не замечал, и в первую очередь — сама героиня. В фильме, можно сказать, отзеркалена ситуация, типичная для множества семей: домашняя работа воспринимается как должное и никому не приходит в голову оценить вложенные усилия. Только после ухода мужа Маша понимает, что организовывать быт и воспитывать детей не так уж легко.

Значительная часть сюжета отведена под переживания героини из-за измены — это излюбленный прием мелодрам. Маша начинает винить себя за то, что купила мужу абонемент в фитнес-центр, где он и встретился с симпатичной девушкой-тренером. Затем слышит укоры от матери, считающей, что стоило «на пороге лечь», но такого мужа не отпускать. Но потом авторы фильма возвращаются в русло комедийного жанра — и начинается эксцентричный экшен с привлечением магии и экстремальными происшествиями.

Не обошлось в «Давай разведемся» и без еще одного очень распространенного для российского кино клише: достичь «просветления» героине помогает распитие алкоголя в душевной компании. Похоже, миф о том, что спиртное делает жизнь легче и приятнее, все еще неискореним и каким-то загадочным образом сочетается с современной модой на ЗОЖ.

В конце концов в жизни Маши действительно происходят перемены — вроде бы важные, но не ведущие к внятному и логическому финалу. И все мысли, которые просматривались на протяжении фильма как ключевые, теряются. В физическом смысле, имеющем непосредственное отношение к профессии героини, развитие есть, а вот в плане характеров, чувств и взаимоотношений вопросы остаются без ответов.

Из плюсов фильма стоит отметить отсутствие гротескных отрицательных персонажей, да и вообще деления на «черное-белое». Никто из героев не вызывает отторжения, хотя равняться тоже ни на кого особо не хочется. Приятно удивило, пожалуй, лишь доброе отношение супруга героини к бабушке любовницы: мужская способность к состраданию и заботе редко показывается в нашем кино — куда чаще приходится видеть закоренелых эгоистов.

Однако общая непритязательность делает картину скорее скучной и водянистой, чем легкой и доброй. Не спасает даже игра актеров, хотя все они стараются, а Анна Михалкова без преувеличения вдохновенно солирует в роли современной женщины, которая не считает залогом счастья наличие Прекрасного Принца, да и вообще трезво смотрит на жизнь.

В целом от тандема Пармас и Михалковой можно было ожидать интересного феминистического проекта, а получился мыльный пузырь, лишь ненадолго поднимающий настроение.

Людмила Семенова