Posted 5 декабря 2019,, 14:50

Published 5 декабря 2019,, 14:50

Modified 1 февраля, 00:25

Updated 1 февраля, 00:25

Первая Европейская газовая война

5 декабря 2019, 14:50
Европейцы сумели добиться главного — они сохраняют все существующие маршруты поставки газа и получили новые. Резервы по мощностям позволяют им насыщать свой рынок газом, постепенно снижая цены.

Путин на днях высказался в отношении Болгарии в том смысле, что она затягивает строительство своей трубы, которая должна продолжить «Турецкий поток» в направлении южной Европы. По сути, без болгарской перемычки транзит в Европу по «Турецкому потоку» невозможен. Болгарский премьер достаточно невозмутимо сообщил, что работы ведутся максимально быстрыми темпами, но чудес не бывает. «Надеюсь, что к концу будущего года газопровод заработает», — сказал премьер Борисов.

Конец будущего года — это новый срок, который озвучен болгарами. Ранее они полагали, что их труба будет построена к середине 2020 года. Судя по всему, южный маршрут будет готов к эксплуатации в 2021 году, а на проектную мощность выйдет и того позже — возможно, к 2022 году. Эти сроки несколько отличаются от заявлений российских официальных лиц про запуск проекта в строго оговоренный срок — с 1 января 2020 года.

Ленточку, конечно, перережут — даже известен срок — 8 января Эрдоган откроет «Турецкий поток». Но это будет лишь та часть проекта, которая должна будет поставлять газ в Турцию. С остальным придется ждать, и достаточно долго.

Европейцы абсолютно классически протянули время теми или иными отговорками и довели дело до вынужденного согласия Кремля на украинский транзит. Теперь его будут дожимать на предмет юридически обязывающих договоренностей по объемам. Европе, в сущности, ничего не грозит — сегодняшний рынок газа, особенно европейский — это рынок покупателя. Продавцы стоят в очереди. Мало того — вводятся все новые и новые мощности, а потому чем дальше, тем более комфортной для Европы становится общая обстановка.

Европейцы сумели добиться главного — они сохраняют все существующие маршруты поставки газа и получили новые. Резервы по мощностям позволяют им насыщать свой рынок газом, постепенно снижая цены. По всей видимости, теперь они будут решать последнюю задачу — вопросы ценообразования.

Рыночным условиям, которые зависят только от баланса спроса и предложения, мешает прежняя система ценообразования, ориентированная на поставки газа по трубопроводам. Эта система привязана к ценам на нефть, причем лаг во времени составляет до полугода. Такая система защищала как продавца, так и покупателя газа в условиях фактически монопольной транспортировки газа исключительно по трубе. Однако теперь покупатель получил перед продавцом существенное преимущество — технология СПГ позволяет купить газ быстро и выгодно.В такой ситуации покупатели, привязанные к контрактам на поставку по трубе, в основе которых лежит прежний принцип ценообразования, чувствуют себя ущемленными.

Добившись того, что предложение газа на европейском рынке теперь заведомо будет превышать спрос (при том, что в Европе активно идет смена энергобаланса, уголь и атомная энергетика заменяются газом и возобновляемыми источниками энергии, а значит, спрос на газ будет расти), европейцы теперь очевидно будут добиваться того, чтобы разные системы ценообразования были бы унифицированы и окончательно превратились в рыночные. Это, безусловно, ущемит продавцов, но так как европейский рынок — рынок покупателя, то и диктовать условия будет теперь он.

Газовая война за европейский рынок закончится, как и любая другая — созданием новой системы балансов, которые будут опираться на два значимых фактора — избыток предложения газа и новую систему ценообразования. Европа, как победитель в этой войне (а она могла и проиграть, если бы, к примеру, «Газпром» смог бы навязать свои условия — закрытие транзита через Украину и замену его на два обходных маршрута. Для Европы это бы означало потерю резервных мощностей и очевидную победу Кремля. Поэтому Европа столь ожесточенно бьется за украинский маршрут — интересы Украины для нее на последнем месте, а вот свои — очень даже на первом), в общем, Европа, победив в войне, зафиксирует результат документом. Это будет, по всей видимости, какой-нибудь Четвертый энергопакет, где и будут изложены все новые принципы, на которых придется вести дела с Европой всем продавцам газа.

Все, как всегда — Вторая мировая война закончилась созданием Ялтинской-Потсдамской системы, которая дополнила Венскую и Вестфальскую системы и стала основой для мирового порядка на полвека. Европейская газовая война выглядит менее катастрофично (хотя страны Арабской весны или жители востока Украины вряд ли согласятся с этим), но закончится она так же — новой системой отношений и балансов.

Пока же сражения этой войны еще идут, но ее исход, говоря откровенно, никакого сомнения не вызывает.

Анатолий Несмиян

Прочитать оригинал поста можно здесь.