Posted 30 декабря 2019,, 12:44

Published 30 декабря 2019,, 12:44

Modified 1 февраля, 00:37

Updated 1 февраля, 00:37

Что 2020 нам готовит?

30 декабря 2019, 12:44
Сергей Лесков
Глядя на приближающуюся дату на календаре, даже равнодушные к нумерологии люди поневоле задумаются об эпохальных событиях.

Наступает 2020 год. Число многозначительное, и даже равнодушные к нумерологии люди поневоле задумаются об эпохальных событиях. Если посмотреть исторические календари, то в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль, а в 1515 году Швейцария стала придерживаться нейтралитета. События важные, хотя революцией их все-таки не назовешь. Но время несется вскачь, и за год в мире происходит столько масштабных событий, сколько прежде укладывалось в полстолетия.

Так что 2020 год вполне может войти в историю. Кстати, чего ожидали к этому моменту самые знаменитые предсказатели и футурологи? В 1978 году Артур Кларк составил подробную хронологию прорывных достижений человека. Так вот, к 2020 году великий фантаст ожидал каскад прорывов: на Европе, спутнике Юпитера, будут обнаружены признаки жизни, будет запущен «холодный термояд», состоится клонирование человека, появятся портативные квантовые генераторы, извлекающие энергию из космоса, на орбиту выведут космические гостиницы для туристов, из простых металлов получат дешевое золото, будет создан искусственный интеллект. В 2021 году должна состояться высадка людей на Марсе, то есть старт экспедиции опять же в 2020 году.

Прогнозы слишком смелые, ни один не оправдался. Но на многих направлениях наука стоит буквально на пороге решающего шага. Может быть, плотину прорвет в 2020 году? Клонирование человека и искусственный интеллект — победа уже стучится в двери, хотя в итоге может принести жуткие и непредсказуемые проблемы. Самое безобидное — космические гостиницы, это хоть завтра, только из желающих, особенно в России, очередь пока не выстраивается.

Не надо забывать, что предвидения Кларка имеют обыкновение сбываться — от льда на Луне до развертывания над планетой системы геостационарных спутников связи и энергетической катастрофы в середине 1980-х (Чернобыль). Лишь один прогноз знаменитого футуролога провалился с треском. Артур Кларк полагал, что к 2007 году Россия, благодаря достижениям своих ученых, станет самой передовой страной мира. Правда, ненадолго. Но и на короткое время у России не вышло. Видимо, писатель при всей его проницательности не мог предположить, что идиотизм реформ приведет к массовой утечке лучших умов из России и обеспечить стране могущество будет просто некому.

Что касается наших скромных и скорбных земных дел, то чего ждать от 2020 года? Мне бы хотелось, чтобы Россия поскорее завершила строительство трубопровода «Северный поток — 2», которое пресеклось из-за американских санкций. Во-первых, мне не нравится, когда мою страну унижают, а в данном случае санкции похожи на бандитизм, а не на конкуренцию. Во-вторых, это не менее важно, я хочу, чтобы последний из заявленных трубопроводов России поставил в программе точку и внимание властей обратилось к другим проблемам.

Пока мы рвем жилы и прокладываем во все стороны трубопроводы, говорить о модернизации, высоких технологиях, экспорте наукоемкой продукции и цифровой экономике — это попусту сотрясать воздух. 2019 год стал для России годом газовых трубопроводов. Перефразируя незабвенного Виктора Черномырдина, теперь не только он один живет в атмосфере нефти и газа, теперь все мы туда нырнули. Надо бы вкусить другие ценности.

В 2019 году ушел из жизни наш последний Нобелевский лауреат Жорес Алферов. Его самые крупные достижения относятся к 1950—1960 годам, когда наша страна подарила миру множество достижений в разных областях. Кстати, мне кажется несправедливым, что в истории остался Серебряный век, а более плодородная эпоха оттепели столь возвышенного названия не приобрела. Из открытий Алферова выросли современные информационные технологии, которые, и это прискорбно, все больше пугают силовой блок российской власти. Перед Новым годом глава Роскомнадзора зарегистрировался в мессенджере Telegram, который он безуспешно пытался закрыть несколько лет. Хотелось бы, чтобы все инквизиторы вошли в бурный поток информационных технологий, а не пытались перегородить его.

Что касается Нобелевских премий, то с каждым годом интереса к награде у нас все меньше. Недостатков у нее много, но это по-прежнему самая престижная научная премия в мире. А интерес падает, потому что надежды исчезают. Утечка умов и долгое стояние науки на паперти могут привести к тому, что мы не только надежду потеряем, но вовсе перестанем понимать, о чем сегодня говорят на научном Олимпе.

Но, конечно, из старых научных заслуг у нас есть еще целый ворох работ нобелевского уровня. Каждая премия — не только признание заслуг, но и стимул для других ученых. России такой стимул для реанимации науки необходим, как дефибриллятор для уставшего сердца. Уже давно среди потенциальных кандидатов — академики Рашид Сюняев и Алексей Старобинский, сделавшие фундаментальные открытия. Важно, что каждый из них полжизни проводит в западных университетах, является членом многих академий. А еще — они перешагнули рубеж почтенного возраста, что, по меткому замечанию Нобелевского лауреата Виталия Гинзбурга, часто оказывается решающим фактором в выборе Нобелевского комитета.

И, конечно, уже давно достоин высшей премии академик Юрий Оганесян из Дубны, научный руководитель знаменитой Лаборатории ядерных реакций имени Флерова. Оганесян открыл целую россыпь новых сверхтяжелых элементов, расширив таблицу Менделеева и обогатив горизонт науки. Оганесян — один из немногих ученых в мире, именем которого назван химический элемент (оганесон Og). Нобелевская премия ему тоже по плечу.

В 2019 году половина заявленных Роскосмосом стартов по разным причинам не состоялась. Зато коррупционная лихорадка при строительстве нового космодрома достигла масштабов пандемии. Впечатление, что космодром Восточный, как Минотавр, пожирает начальство разного калибра. Хотя у греков, кажется, были прекрасные девы, их жалко. Так или иначе, хотелось бы, чтобы Роскосмос перешел от карикатурных инициатив к достойному делу. Пока пример Сергея Королева ничего не значит, нынче подражаем Мюнхгаузену. Потенциал отрасли не исчерпан окончательно, необходимо предложить реальный и амбициозный проект, который может быть реализован нынешним поколением. Китай торопится на Луну, Америка тянется к Марсу, а ведь недавно они шли в нашем космическом фарватере. Унизительно для родины Юрия Гагарина сидеть на траве у дома и травить байки.

Сергей Лесков