Posted 18 января 2020,, 08:15

Published 18 января 2020,, 08:15

Modified 1 февраля, 00:43

Updated 1 февраля, 00:43

Прощание с иллюзиями

18 января 2020, 08:15
Людмила Семенова
Отказ от клише позволил создать телевизионный продукт, явно выбивающийся из линейки занудных мелодрам.

Первый канал в наступившем году стартовал очень динамично и даже в какой-то степени эпатажно, показав сериал «Про Веру». Его название и начало вроде бы готовят зрителя к очередной трагической «лав стори». Но затем сюжет так лихо набирает обороты, что любители стандартных и неторопливых историй чувствуют разочарование. Зато те, кому по душе необычные и многослойные решения, наверняка останутся довольны.

Создатели сериала, генеральным продюсером которого выступил Александр Цекало, сделали ставку на локации Санкт-Петербурга. Режиссер Евгений Семенов уже снимал в городе на Неве («Литейный, 4», «Патруль. Васильевский остров»). Яркой отличительной чертой нового проекта стала музыка весьма одаренного и неординарного композитора Павла Есенина, написавшего саундтреки к фильмам «Елки», «Выкрутасы», «Духless», «Обратная сторона луны», Мажор» и другим.

Обманчивое впечатление от первых минут сериала связано с историей главной героини Веры Токаревой, которую играет молодая актриса Вера Панфилова (Кинчева). Она сирота, стремящаяся получить образование и в то же время поставить на ноги младшего брата. И вдруг в однообразные будни Веры врывается эффектный, обаятельный бизнесмен Максим (Даниил Страхов). Он быстро очаровывает девушку и втягивает в дела, которые не вызовут подозрений только у человека в розовых очках. Но учитывая возраст и трудную судьбу героини, ее трудно осуждать за излишнюю доверчивость.

При этом создатели сериала отказались от клише о женщине-жертвеннице, которая берет на себя преступления возлюбленного.

Во-первых, такие, как герой Страхова, не рассчитывают на благородство, потому что в принципе в него не верят. Они сами отправляют своих наивных подруг за решетку и живут дальше, не заботясь об их судьбе.

А во-вторых, главная героиня обладает острым и прагматичным умом, который одерживает верх над чувствами, и перед самым арестом ей удается себя подстраховать. Отбывая срок, она, в отличие от «сестер по несчастью» из других сериалов, не ищет оправдания любимому, а вынашивает планы мести, которые касаются высокопоставленных людей и вовлекают в игру с огнем не только Веру, но и ее подругу, младшего брата, а также девушку, в которую тот давно и неудачно влюблен.

Месть — очень благодатная тема для литературы и кинематографа, предполагающая разнообразные трактовки. Один из самых сложных вопросов — как далеко может зайти мститель и насколько широк будет круг его жертв. В сериале «Про Веру» главная героиня не щадит даже тех, кто не был причастен к ее попаданию за решетку. В первую очередь это жены Максима и его компаньона, причем одна из них — мать троих детей, а другая страдает нервным заболеванием.

Но вот что странно: никто из этих персонажей не вызывает жалости. Видимо потому, что мы давно привыкли считать, что среди сильных и имеющих власть людей просто не может быть случайных и невинных жертв, которые не в курсе, каким трудом достаются деньги, для чего существуют фонды с благородными лозунгами и какова обратная сторона их красивой жизни.

Когда депутат Госдумы (Игорь Скляр) оказывается замешан в сексуальные скандалы, для его супруги это отнюдь не становится громом среди ясного неба. Членам современных «знатных» семей известно множество секретов и пострашнее, но они закрывают на это глаза до тех пор, пока их все устраивает.

И в этом пессимистическом ключе название сериала приобретает особый оттенок. Он — про Веру и в то же время — про отсутствие веры в порядочность и человечность. Наблюдая за сюжетом, зритель спокойно констатирует, что именно так в нашем больном обществе и обстоят дела: честных людей нет ни в бизнесе, ни в политике, ни в правоохранительных органах, ни в благотворительности, ни в дружбе и браке.

Столь жесткая и холодная идея в сериале удачно поддерживается за счет визуального ряда. Использование пейзажей Санкт-Петербурга давно превратилось в один из стереотипов, однако в данном случае он полезен для общей канвы. Образ города с его сумрачной и неторопливой жизнью контрастирует с динамичным развитием сюжета, а непреходящая красота удачно оттеняет уродливые приметы нынешней эпохи.

Работа актеров в проекте также заслуживает одобрения. Ярко проявила себя Вера Панфилова, у которой на счету пока немного главных ролей. Органично вписались в свои колоритные образы и Даниил Страхов, и Игорь Скляр, и Артур Ваха в роли прокурора. Ирина Горячева, Ольга Белинская и Юлия Силаева, играющие трех обманутых в разной степени супруг, тоже сыграли убедительно.

Разумеется, сериал может удостоиться разных и даже противоречивых оценок. Но в любом случае он стал хорошим выходом из январской спячки на ТВ, во время которой сетка обычно забивается повторами или пустыми шаблонно-мелодраматическими «новинками».

Людмила Семенова