Posted 21 января 2020,, 16:18

Published 21 января 2020,, 16:18

Modified 1 февраля, 00:44

Updated 1 февраля, 00:44

И кто здесь власть?

21 января 2020, 16:18
Александр Желенин
Полагаю, что после «всенародного голосования» по пакету конституционных поправок Путин сможет претендовать еще на два президентских срока.

Начать обзор внесенных в Госдуму президентских поправок в Конституцию России я бы хотел с той, которая никак не была обозначена в его последнем послании Федеральному собранию. Однако именно она, возможно, объясняет ту спешку, с которой на наших глазах меняется политическая система Российской Федерации.

Речь идет о той поправке к 81 статье Конституции, в которой помимо того, что кандидат на должность президента не должен иметь иностранного гражданства или вида на жительство, говорится, что это требование «не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию…».

Помимо того, что это можно истолковать как продолжение интеграции Крыма в состав РФ, в Конституцию закладывается возможность дальнейшей внешней экспансии, в ходе которой в Российской Федерации появятся не только отдельные части, но и целые государства. Самый близкий и ожидаемый вариант такого рода «принятия» целого иностранного государства в РФ, который приходит на ум — «углубленная интеграция» Белоруссии. Впрочем, возможно, и не только ее.

Строго говоря, поправка эта сколь ужасающая, столь и логичная. Поскольку естественным образом продолжает внешнюю политику российского государства, начиная с 2008 года. Эта его внешняя политика — прямое продолжение внутренней, социально-экономической. Дело в том, что кроме жалких подачек самым бедным слоям населения и абстрактного «материнского капитала», Кремлю сегодня нечего предложить своим гражданам. Внутренняя политика основывалась все последние 20 лет на доходах от нефтяной трубы и ничем другим так и не стала. Между тем ресурсы от эксплуатации земных недр в России истощаются, а спрос на нефть в мире неизбежно будет падать по причине перехода передовых стран на новые источники энергии.

В таких условиях сохранить не только власть, но и всю существующую в России систему можно только за счет внешней экспансии, которая, как, видимо, ожидают кремлевские мудрецы, может дать им и новые промышленные активы, и новых налогоплательщиков, и солдат, и рабочих. Российскому же народу, как и раньше, будут доставаться крошки с барского стола и в утешение — патриотический восторг от величия страны, да необходимость жизнями своих детей платить за интересы «элиты» и ее несменяемого лидера. Впрочем, о том, как будет называться его конкретная должность, сейчас тоже поговорим.

Для начала отметим, что внесенные Путиным поправки имеют три основные цели: дальнейшая суверенизация законодательства, что можно выразить словами «нам никто не указ» ни во внутренней, ни во внешней политике; концентрация власти; сохранение самого Путина у власти на максимально возможную перспективу.

Что касается суверенизации законодательства, то здесь лишь развиты те тенденции, которые были заложены в Конституции 1993 года изначально. Вот, например, как изначально звучала статья 79, в которую сейчас внесены положения о приоритете российского права, столь взволновавшие демократическую общественность: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации».

То есть, как видим, принцип, согласно которому международное право признается Россией только в том случае, если оно «не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации», изначально присутствовал в прекрасной ельцинской Конституции.

Теперь же он будет лишь несколько расширен и конкретизирован: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».

Что в этом предложении принципиально нового? Конечно, буквоеды-юристы при желании могут заявить, что второе предложение принципиально иное, чем первое, но по мне — что в лоб, что по лбу… Просто та же мысль, высказанная несколько более артикулировано. Не более.

Поправка, касающаяся президентской власти. Действующая статья 81 Конституции, гласит: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». Из этой фразы в проекте, наконец, убрано слово «подряд». Напомню, что именно благодаря этому слову Путин является президентом уже четвертый президентский срок.

Итак, не прошло и 27 лет, как президентские полномочия однозначно, без оговорок, ограничиваются двумя сроками. Формально президентская власть этим тоже несколько ограничивается, демократическая общественность может ликовать. Но восторженные отклики по этому поводу звучат почему-то не от сторонников расширения реальной демократии, а из прямо противоположного лагеря. Почему бы это?

Да потому что предложенные президентом поправки должны привести к тому, что если после 1993 года, когда народу танками была навязана эта Конституция, мы вполне заслужено называли ее сверхпрезидентской, то теперь президент получает фактически диктаторские полномочия. В первую очередь это относится к поправкам, которые позволят ему снимать с должности судей Верховного и Конституционного судов. Если и до этого «независимость» нашей судебной власти была под очень большим вопросом, то теперь можно констатировать, что она прямо сосредотачивается в руках президента. Фактически данная поправка приводит к тому, что власть в России возвращается ко временам раннефеодального общества Киевской Руси, где великий князь прямо исполнял функции верховного судьи, в том числе, по самым мелким уголовным делам. В общем, приехали…

Еще ряд поправок носят либо уточняющий, либо декоративный, либо демагогический характер. К последним нужно отнести «расширение полномочий» Думы, которая теперь будет не «согласовывать» (как раньше), а «утверждать» премьера и министров правительства. На самом деле содержание этой части никак не меняется, поскольку после «утверждения» президент может отправить их в отставку точно так же, как и после «согласования».

Однако главная вишенка на торте новейшего этапа госстроительства Российской Федерации — введение в Конституцию отдельной статьи, посвященной Госсовету — припасена на потом. Функции этого органа, и главное его председателя, досконально пока не известны — они будут определены отдельным федеральным законом, из которого, собственно, и станет понятна окончательная структура новой политической системы, формируемой сейчас в России. Тем не менее в самых общих чертах ее уже можно представить.

Как сказано в тексте президентских поправок, Госсовет создается «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства».

Это будет орган, определяющий и внешнюю, и внутреннюю политику, и «приоритетные направления социально-экономического развития государства». Иначе говоря, все.

Иными словами председатель Госсовета, скорее всего, будет иметь функции патриарха, смотрящего в России за всем и вся.

Таким образом единственная не разгаданная пока строка в том кроссворде, который Владимир Владимирович на досуге предложил порешать российской и мировой общественности, относится к тому, будет ли он совмещать должность главы Госсовета (патриарха) с президентской. Полагаю, что после предусмотренного «всенародного голосования» по пакету этих конституционных поправок, Путин вполне «легитимно» может претендовать на то, чтобы еще дважды «отсидеть» в президентском кресле. Или же он передаст эту должность тому, кто формально по Конституции будет числиться главой государства, а фактически станет послушной марионеткой несменяемого нацлидера. Но какое это имеет значение? Искать ответ на этот вопрос можно разве что из спортивного интереса.

Александр Желенин