Posted 29 января 2020,, 15:46

Published 29 января 2020,, 15:46

Modified 30 марта, 15:02

Updated 30 марта, 15:02

Израиль рад, Палестина в гневе

29 января 2020, 15:46
Иван Преображенский
Похоже, появились новые кандидаты на Нобелевку. Правда, Трампу сначала надо уйти от импичмента, а Нетаньяху — выиграть выборы и не сесть в тюрьму за коррупцию.

Дональд Трамп решил войти в историю за счет Ближнего Востока. Он не первый президент США, который пытается разрешить арабо-израильский конфликт. При этом нельзя сказать, что предложения его нетривиальны. Скорее речь идет о самых очевидных мерах.

Сложно предлагаемая сделка выглядит разве что с финансовой точки зрения. В 180-страничном документе, описывающем «большую сделку», говорится, что палестинцам достанется 50 млрд долларов в течение 10 лет на создание инфраструктуры независимого государства. Впрочем, если представить, что «план Трампа» вдруг сработал — тогда экономические выгоды от прекращения длящегося десятилетия вооруженного конфликта явно перекроют любые расходы, в том числе — на строительство тоннелей и экстерриториальных автомагистралей. Они понадобятся, чтобы соединить островки палестинских территорий, окруженные со всех сторон Израилем, превратив их в подобие единого государства, пусть даже частично и «подпольного».

Что требуется от палестинцев, чтобы получить признание своей государственности, в том числе, со стороны Израиля?

В первую очередь, план Трампа предусматривает полную демилитаризацию, отдельно указывается необходимость разоружения «Исламского джихада», ХАМАС и других военизированных группировок, которые США считают террористическими. Прекратить финансовую помощь семьям террористов-смертников, которых сами палестинцы считаю шахидами, и родным погибших обычных боевиков. Полностью свернуть любую антиизраильскую пропаганду, как внутри Палестины, так и в исламском мире, а равно отказаться от попыток судиться с Израилем в любых международных структурах, например, в Гаагском трибунале.

Естественно, пакет требований включает признание Израиля еврейским государством в его нынешних границах, отказ от требования о возвращении беженцев-арабов на его территорию и согласие с тем, что Иерусалим является официальной столицей этой страны. Израильтяне в обмен должны, естественно, признать Палестину, передать ей часть территорий, которые они сейчас контролируют, и помочь ее жителям организовать свое государство. А также согласиться, что Палестина будет считать своей столицей Восточный Иерусалим.

К сожалению, помощь эта наверняка примет форму принуждения. Дело в том, что палестинская администрация Махмуда Аббаса или правительство этого суверенного государства (его признало 137 стран мира) по политическим соображениям никак не может согласиться на план Трампа. В противном случае эти люди в течение нескольких часов прекратят управлять чем-либо и будут уничтожены (причем скорее физически, чем политически) собственными согражданами. Это если говорить о большем куске многосоставного палестинского государства.

Меньший (сектор Газы) и вовсе контролирует ХАМАС, получивший власть вначале на демократических выборах, а потом узурпировавший ее. Не может изменить ситуацию даже призыв Саудовской Аравии, Египта, Катара и ряда других арабских государств к палестинским властям принять план Трампа. Деньги от зарубежных спонсоров — это важно, но жизнь, очевидно, дороже.

Однако Израиль уже сейчас, хотя никаких переговоров еще не было, заявляет, что готов реализовать американские предложения в одностороннем порядке. Палестине будет передано несколько фактически крупных частей необитаемой территории недалеко от границы с Египтом, где, в соответствии с планом, за счет международной финансовой помощи должны быть созданы высокотехнологичные палестинские кластеры, которые и будут кормить арабское государство.

Взамен израильтяне закрепят за собой те территории, которые ранее уже были ими частично заселены, но с точки зрения ООН и международного права считались оккупированными (в первую очередь, это долина реки Иордан).

Для нынешних израильских властей «план Трампа» — это драгоценный подарок. В стране в марте пройдут третьи подряд парламентские выборы (беспрецедентный для Израиля случай). Ни премьеру Биньямину Нетаньяху, ни его оппонентам уже дважды не удалось сформировать правящую коалицию. Кроме того, против Нетаньяху открыто сразу три уголовных дела по коррупционным обвинениям и, утратив пост премьера, он рискует тут же оказаться за решеткой.

И тут — поистине царский подарок от Дональда Трампа. К выборам можно устроить сразу и войну, с введением спецподразделений в сектор Газы и разоружением и уничтожением ХАМАС, и акцию раздачи новых земель религиозным поселенцам, и обсудить предстоящий рост экономики и даже, на почве мира в Палестине укрепить отношения с лояльными арабскими странами, например, Саудовской Аравией, которые сейчас видят в Израиле скорее союзника в потенциальной войне с Ираном, чем исторического врага. На этом фоне Нетаньяху даже сделал сильный ход, самостоятельно отказавшись от депутатской неприкосновенности

Теперь рейтинги, которые до того сулили Нетаньяху политический тупик (очередной недобор мандатов в Кнессете, необходимых для создания правящей коалиции и уход на четвертый круг выборов), могут и резко измениться. Ну а дальше, скорее всего, можно будет и про уголовные дела забыть. Победителей, как говорится, не судят.

Может, даже вместе с Трампом кто-нибудь на Нобелевскую премию мира номинирует, если удастся создать в Палестине временную администрацию, не связанную с боевиками и террористами. Если, конечно, американскому президенту удастся решить свои юридические проблемы и избежать отрешения от должности Сенатом по итогам импичмента, который ему уже объявила Палата представителей.

И неважно, что большинство палестинцев не примет это соглашение, даже если оно будет навязано им силой. Потом, конечно, появится новое «движение освобождения» и если не Советский Союз, как ранее, и не саудиты, так иранцы или турки начнут его финансировать. Будет новая кровь, новые теракты, нестабильность продолжится. Но все это будет уже после Трампа и Нетаньяху, как уже было однажды, когда мирного соглашения достигли палестинец Ясир Арафат и израильтянин Шимон Перес, получившие в итоге «нобелевку» за прекращение конфликта, который до сих пор не урегулирован.

Иван Преображенский