Posted 19 февраля 2020,, 21:03

Published 19 февраля 2020,, 21:03

Modified 1 февраля, 00:57

Updated 1 февраля, 00:57

Нас опять дурят политтехнологи

19 февраля 2020, 21:03
Елена Земскова
Информационные вбросы насчет проведения досрочных выборов в Госдуму могут преследовать лишь одну цель — создать ощущение еще большего хаоса и неопределенности.

Слухи о возможных досрочных выборах в Госдуму продолжают будоражить информационное пространство с момента оглашения в январе президентского послания парламенту. Поначалу их пытались активно опровергать, в том числе в самой Госдуме, чей спикер Вячеслав Володин даже разглядел в этом «иностранное вмешательство».

Но потом, видно, все устали, и в итоге слухи зажили своей жизнью. Они периодически всплывают в СМИ, а еще чаще — в анонимных телеграм-каналах, которые прочат досрочные парламентские выборы то ли на декабрь, то ли уже на сентябрь этого года, хотя по плану они должны пройти только в 2021 году.

«Госдума не вернется в сентябре с летних каникул», «Единая Россия» готовит политический блицкриг, вынашивает «план Барбаросса» с ранним стартом интенсивной избирательной кампании», — примерно так без устали строчат анонимы. Читатель, привыкший в большей степени верить слухам, нежели официальной информации, что объяснимо в условиях закрытой системы власти, уверен, что так, скорее всего, и будет. Все уже привыкли, что политика в России носит характер спецоперации, когда еще утром ты спокойно пил кофе и собирался на работу, а в обед наблюдаешь, как в стране сменяется власть.

Досрочные выборы — это тоже экстрим, что соответствует духу спецоперации. При этом логических объяснений, а, главное, юридических оснований для того, чтобы они действительно состоялись раньше намеченного срока, на данный момент не существует. Во-первых, для этого потребовалось бы распустить нынешнюю Госдуму, причем не просто так, а в соответствии с перечнем поводов, указанных в Конституции. Нормы о самороспуске в ней попросту нет. Все же другие случаи связаны с отказом Госдумы утвердить состав нового правительства или повторным (в течение трех месяцев) выражением ему недоверия со стороны депутатов.

По этой логике начинать «бодаться» с правительством парламентарии должны уже сейчас. Но они заняты совсем другим и, напротив, активно пытаются подружиться с новыми министрами. А единороссы и вовсе считают новое правительство «партийным», хотя председатель «Единой России» Дмитрий Медведев, как известно, переехал из Белого дома в Совбез. Но на работу в правительство из самой Думы уже перешли как минимум двое депутатов от партии власти — Александр Грибов и Ольга Баталина.

Само же правительство как раз и назначали для того, чтобы оно за короткое время смогло подбодрить граждан и хотя бы частично снять раздражение властью за счет массированных социальных подачек населению — от выплаты маткапитала на первенца до финансовых вливаний в первичную систему здравоохранения и поддержку наиболее бедных регионов страны. Другими словами, именно правительство Михаила Мишустина косвенно должно сыграть на повышение электорального рейтинга «Единой России» и обеспечить ей конституционное большинство в новой Госдуме. Выражение недоверия правительству, которое призвано тебе помочь, стало бы для единороссов самоубийственным шагом.

Другое дело, что слухи о досрочных выборах наложились на действительно ранний старт избирательной кампании по выборам в Госдуму. Неофициально подготовка к ним началось еще в конце прошлого года, когда прошел съезд «Единой России». Другие партии восприняли это как сигнал и начали прорабатывать все сценарии предстоящих выборов, включая их досрочное проведение, вплоть до составления партийных списков.

Однако ни в партиях, ни в регионах до сих пор не располагают точной информацией о том, что думские выборы пройдут раньше срока, но при этом не исключают такую возможность, в том числе и потому, что другого выбора в такой ситуации у них просто нет. Единороссы же рано стартовали только потому, что за оставшееся время рассчитывают повысить свою привлекательность в глазах избирателей. Вопреки русской традиции, они решили не ждать «жареного петуха».

Во-вторых, для досрочных выборов в Госдуму отсутствуют какие-либо видимые политические причины. Кремль и так вызвал нежелательную для него общественную активность, запустив процедуру обсуждения поправок в Конституцию. Либерально настроенные граждане твердят о «конституционном перевороте» и попытках президента навечно остаться у власти, националисты обиделись, что в Конституции не нашлось места для русских, верующие — что для Бога и т. д. Объявив же досрочные выборы в Госдуму, власти создали бы дополнительную политическую турбулентность, а это нежелательно для «Единой России», которой для победы нужна стабильность и тишина.

Наконец, мы до сих пор не знаем, по какой схеме пройдут новые выборы в Госдуму и кто сможет в них участвовать. Пустят ли на выборы «малые партии», процесс создания которых якобы активно инициируется Кремлем? Если да, то их нужно «обкатать». Сделать же это можно будет только на предстоящих в сентябре выборах в регионах, и это еще один аргумент в пользу того, что выборы в Госдуму пройдут по расписанию.

Власти активно вбрасывали в политическое пространство темы реформы партийной системы, избирательного законодательства, запуска «малых партий», но затем каждый раз становилось ясно, что ничего этого не будет. Сдается, что и тема с досрочными думскими выборами — явление того же порядка.

Проще говоря, нас опять дурят кремлевские политтехнологи. Вбрасывают слух, путают след, создавая ощущение полной неопределенности и хаоса так, чтобы уже никто и ничего не понимал.

Но если подумать, смысл досрочных парламентских выборов может быть только один — «убрать» из Госдумы Вячеслава Володина (но он, вроде, никому сильно и не мешает) или провести их одновременно с президентскими. А это уже точно из области конспирологии.

Елена Земскова