Posted 18 апреля 2020,, 09:00

Published 18 апреля 2020,, 09:00

Modified 30 марта, 14:26

Updated 30 марта, 14:26

Депутатам отвели роль «кнопкодавов в масках»

18 апреля 2020, 09:00
Елена Земскова
В отличие от «антивирусных пакетов» правительства, инициативы, рождающиеся у оппозиции в Госдуме, подчас выглядят понятнее для простых граждан.

В то время как региональным начальникам разрешили проявить определенную самостоятельность в борьбе с коронавирусом, на федеральном уровне власть и не думала давать слабину. Здесь, как и прежде, царит четкая вертикаль: президент выступает, правительство оформляет, а Госдума и Совфед без лишних вопросов штампуют то, что им спустят сверху.

Впрочем, говорить о «параде суверенитетов», даже с оговорками, когда в одном регионе действует один набор ограничительных мер, а в другом такого нет и в помине, было бы наивно. Поиграть в «князьков» главам регионам разрешили только для того, чтобы в случае провала переложить на их плечи всю ответственность, то есть, как говорят в народе, «сделать виноватыми». Поэтому явно преждевременно делать выводы о чьем-то политическом усилении с расчетом аж на 2024 год. А вот о попытках ослабить или нейтрализовать — вполне.

Но вернемся в «центр» и обратимся к примеру Госдумы, которая под руководством спикера Вячеслава Володина с самого начала эпидемии пыталась играть в борьбе с коронавирусом активную роль. И здесь надо отдать должное депутатам — несмотря на все разговоры об их оторванности от народа, они все-таки знают, чего хотят граждане. В отличие от всех «антивирусных пакетов», разработанных в правительстве, депутатские инициативы выглядят намного привлекательнее и понятнее для простых избирателей. Конечно, в предлагаемых мерах много популизма, но это конкретные шаги, которых и ждут сегодня от власти.

Перечислим лишь навскидку то, что предлагали разные думские фракции. КПРФ — раздать всем гражданам по 25 тысяч рублей. «Справедливая Россия» — ввести госрегулирование цен на продукты питания. ЛДПР — освободить от уплаты подоходного налога с зарплаты менее двух МРОТ.

В принципе, это не так уж невыполнимо. Люди хотят получить от государства конкретную помощь, желательно в виде «живых» денег, чтобы их было можно подержать в руках. В интернете даже стали собирать подписи под петицией на эту тему. Но вместо этого Дума, управляемая единороссами, штампует уже второй по счету «антивирусный пакет» законов и в нем, если честно, мало говорится о прямой поддержке как граждан, так и бизнеса. Зато много разных условий и оговорок — так что это еще вопрос, кто и когда получит реальную помощь.

Принятие законов «ни о чем» происходит в условиях режима повышенной готовности, когда депутатам, по-хорошему, надо, как и всем гражданам, самоизолироваться дома и показать, как научиться жить счастливо в четырех стенах. Но они едут на работу, чтобы в душном зале, где в рамках борьбы с инфекцией отключены кондиционеры, послушно жать кнопки для голосования и принимать законы, по которым им даже нельзя высказать позицию.

Примерно треть депутатов работает сейчас из дома (в основном пожилые). Другие же запаслись маскам и перчатками, хотя по большому счету их присутствие на Охотном ряду не требуется. А зачем, если думское руководство заранее договорилось использовать ускоренную процедуру принятия законов, касающихся борьбы с коронавирусом. Это означает, что при их рассмотрении в первом чтении депутаты не могут задавать вопросы, а только кратко выступить — один раз от фракции. Во втором чтении возможность обсуждения не предусмотрена вообще. А в третьем нельзя и выступать от фракции. Из-за эпидемии отказались также от утренних «разминок», когда в начале заседания депутаты могли выступить с заявлениями по актуальным вопросам.

«Кнопкодавы в масках, похожих на намордники» — депутаты не хотят, чтобы за ними закрепился такой образ. Некоторые, как коммунист Денис Парфенов, решили было возмутиться новыми порядками. Но в ответ ему устроили проверку на наличие иностранного гражданства. И если второй паспорт обнаружится, депутату придется досрочно расстаться с мандатом.

Володин, по сути, заткнул своим коллегам рот, хотя сам ведет заседания Госдумы без маски. Он заинтересован в том, чтобы инициативы, спускаемые сверху, на Охотном ряду принимались оперативно и без лишних слов. Так он демонстрирует, что Госдума работает слаженно и эффективно, а сам спикер уверенно держит в узде депутатов. И если не он, кто знает, куда их занесет.

На бюрократическом языке это называется «доказать, что человек находится на своем месте». Особенно с учетом того, что спикеру, как говорят, с трудом удалось избежать досрочных выборов в Госдуму. Похоже, что теперь его задача — сохранить под собой кресло по итогам выборов, которые, как ожидается, пройдут в предусмотренный законом срок, то есть в сентябре 2021 года.

С одной стороны, Володин не возражает против того, чтобы функционал Госдумы на период борьбы с коронавирусом сводился к чисто техническому нажатию кнопок при принятии нужных законов. С другой, он пытается проявить себя лично и встать в один ряд с политическими фигурами, которые в состоянии разруливать проблемы в ручном режиме, используя свой авторитет.

Володин был тем, кто поставил вопрос об огромных дивидендах руководству Россельмаша в ситуации, когда другие предприятия оказались без копейки денег. Он обратился к правительству с просьбой взять на контроль вопрос с бешеным ростом цен на отдельные продовольственные товары. Были заметны и попытки с его стороны вступить в союз с премьером Михаилом Мишустиным, но тот, судя по всему, не воспринимает всерьез депутатов, хотя и ведет себя с ними аккуратно, явно не желая ссориться.

Со следующей недели народные избранники собирались уйти в отпуск, но теперь передумали и будут сидеть по домам в ожидании, когда их позовут на пленарное заседание для принятия очередного пакета законов, призванного победить вирус. Работа на удаленке или по вызову — это новый тренд в развитии отечественного парламентаризма. Возможно, даже в чем-то прогрессивный, а уж насколько эффективный — слов нет. И что важно, позволяет прилично сэкономить на расходах из госказны.

Елена Земскова