Posted 14 мая 2020,, 09:00

Published 14 мая 2020,, 09:00

Modified 30 марта, 14:15

Updated 30 марта, 14:15

COVID-19 — эликсир жизни для СССР

14 мая 2020, 09:00
Сергей Лесков
Вирус позволил воскресить советские практики — закрытие границ, расслоение общества, тотальный контроль и запреты, в общем, все то, о чем мечтала наша власть.

Первая в истории России встреча верховного правителя с народом состоялась вскоре после разгона мирной демонстрации 9 января 1905 года. Самодержец выступил перед специально отобранными «правильными» рабочими, которых научили непрестанно кланяться, что было предвестником бурных оваций. Газеты опубликовали речь Николая II, но выбросили убойный абзац: «Что вы будете делать со свободным временем, если рабочий день будет длиться 8 часов? Я, царь, работаю сам по 9 часов в день, а моя работа напряженнее, ибо вы работаете для себя только, а я работаю для вас всех. Если у вас будет свободное время, то будете заниматься политикой, но я этого не потерплю».

Последнее время верховный правитель обращается к народу чаще, чем когда-либо в истории России. Однако доминанта всех речей остается неизменной. Власть лучше народа знает, что требуется народу. «Ваша единственная цель — ваша работа», — говорил царь подданным, когда те бастовали. «Ваша единственная цель — сидеть смирно, соблюдая нерабочие дни», — говорит президент. «Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться», как сказано в Книге Екклесиаста.

Коронавирус и пандемия — манна небесная. Русская власть под благородным предлогом может теперь реализовать вековую мечту, которую постоянно тормозили ненужные колдобины, и накинуть на неразумный народ хомут-поводки. Стратегия борьбы с COVID-19 нелогична и нерациональна, но приводит власть в очевидное состояние управленческого экстаза. Один только вопрос: почему карантин был объявлен в начале апреля, когда число заболевших было в 80 раз меньше, чем в начале мая, когда ограничения решили ослабить? Невольно приходит в голову мысль: вовсе не в пандемии дело. Слова о том, что здоровье нации — высшая ценность государства, — удобная ширма, за которой скрываются истинные и недосказанные даже для нее самой чаяния власти.

Лев Гумилев писал, что китайцы 400 лет ждали восстановления империи Хань. Сегодня главная цель правителей России — восстановление СССР, что находит подтверждение в военных, политических и экономических союзах. Это стремление находит отклик в обществе. Ностальгия по СССР —дружный хор, а не отдельные песни о старом. Коронавирус сделал легитимной реанимацию советских практик — закрытые границы, расслоение общества, тотальный контроль за народонаселением, запрет массовых мероприятий и вообще запрет на все, что не разрешено особым декретом. Особый привкус тотальному контролю придают возможности IT-технологий. Если бы Ленин перенесся в наше время, он отредактировал бы чеканную максиму: «Коммунизм — это Советская власть плюс цифровизация всей страны».

Впрочем, думаю, что СССР, несмотря на высокие декларации, никогда не строил коммунизм. Советский Союз строил патерналистское общество, что отвечало мировоззрению «глубинного народа». Показательно, что даже молодое, самое беспокойное племя испытывало жертвенные настроения, плашмя укладываясь на суровую колею государственных мегапроектов. Мировая история не знает другого примера, когда молодежь в массовом порядке уезжала в дикие края, не заботясь о материальном благополучии. Ударные стройки и покорение Дикого Запада — две полярные модели мировоззрения. Продолжая традиции, на Западе в трудную годину раздают деньги населению, а в России либерально-гуманистические меры встречают у властей дружную отповедь.

Почему нерациональные действия властей по противостоянию COVID-19 не вызывают неприятия у населения? Потому что граждане России внутренне желают, как Венечка Ерофеев взыскует просветления, именно такого отношения к себе. Патернализм и строгий барин — заветная мечта русского народа. Заботиться о пропитании и тем паче о самочувствии должен не сам русский человек, а власть, которой он делегирует все полномочия. Возвращение крепостного права в СССР и ликвидация гражданских свобод на фоне невнятного карантина в России не вызывают не только волнений, но даже находят поддержку.

Коронавирус — счастливый исторический шанс для того, чтобы власть испытала современные практики патернализма. Ужесточение штрафов, наказаний и рестриктов, а также личное клеймо в виде QR-кода — первое, что пришло на ум власти. Зато объявленные меры поддержки сталкиваются с техническими и административными препятствиями, которые еще неизвестно, будут ли преодолены.

Все 70 лет, пока мы шли к коммунизму, взаимоотношения власти и народа строились на принципе сыновней почтительности и покорного невмешательства народа в деяния власти. На плакатах было начертано «Коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым». Но в действительности русский коммунизм — прибежище старшего поколения, которое искало утешения в идеологических райских кущах. Чем старше русский человек, тем более он склоняется к коммунизму. Если учесть долгую несменяемость власти, то наши возрастные правители все больше превращаются в генетических коммунистов. В русском изводе этого понятия — в адептов государственного патернализма. Судить власть за это бессмысленно и жестоко. Русский чиновник не может жить, не восстанавливая СССР. Чем более высокий пост занимает русский человек, тем старательнее он вовлекается в этот процесс. Может, не получится, но ради этого стоит жить.

COVID-19 — эликсир жизни для СССР. Сегодня популярны прогнозы о том, как изменится мир после пандемии. Бизнесмены массово полетят под откос. Не думаю, что меры поддержки заметно повлияют на ситуацию. Да и зачем нам это племя? Нэпманы. Душили-душили и душить будем. Бизнесмен — инородное для русских скреп тело, тот еще вирус. Вакцина от зловредных бизнесменов — окологосударственные монополии. Их власть спасает и пестует, это запасной аэродром для чиновников.

Наметится расслоение общества на счастливых носителей антител и потенциальных больных, второй сорт и социальная отбраковка. И сейчас многие профессии - водители, операторы, летчики, космонавты, полицейские — требуют отбора по здоровью. Почему бы не ввести апартеид в области коронавирусов? Тем более вакцины с учетом их способности к мутациям и рекомбинациям, не предвидится. Расцветет в итоге элитная медицина, которая будет направлена на улучшение качества и безопасности жизни лучших представителей общества. Рядовые граждане столкнутся с дальнейшей деградацией здравоохранения, модель которого была создана в отжившую эпоху массовых трудовых армий.

Влить молодое вино в старые меха невозможно. Мы получим лайт-версию СССР, этакий pocket-book. И это означает, что плебисцит по Конституции пройдет в таком же сладостном согласии, как всенародное обсуждение брежневской Конституции 1977 года.

Back in the USSR! You donʼt know how lucky you are!

Сергей Лесков