Лето начинается с «Чумы»

Очередной коронакризисный кинопроект с претензией на политическую сатиру оказался не смешным и каким-то вымученным.


© Стоп-кадр из сериала «Чума!»

Ввиду дефицита идей, таланта и творческого энтузиазма российский шоу-бизнес делает ставку на злободневность и хайп, стремясь даже самую болезненную тему превратить в легкий развлекательный проект. Но актуальности и «жизненности» все же оказывается недостаточно, чтобы заинтересовать аудиторию.

Ситком «СидЯдома» о том, как самоизоляция влияет на бизнес и семейные отношения, получился неоднозначным, но не особенно раздражающим. Однако затем создатели сериалов решили расширять границы формата «скринлайф» — и выпустили проект «Чума!», повествующий о средневековом городе Нищбурге, в котором введены жесткие ограничения свободы из-за якобы свирепствующей эпидемии. 

Премьерный показ на IVI состоялся 29 мая и оставил не слишком приятные впечатления. Дело не только и не столько в этичности шуток вокруг болезней, не говоря уж о смертельных исходах. Главная проблема — в предсказуемости и вымученности всего этого «остроумия», которое по качеству порой уступает анекдотам о коронавирусе в колонках «желтых» журналов. 

Продюсерами проекта выступили Тина Канделаки и Сергей Шнуров, который во время коронакризиса вообще проявляет большую активность. Постановку доверили Байбулату Батуллину — бывшему участнику КВН и юмористических интернет-шоу. «Чума!» стала его второй режиссерской работой. 

В первых сериях проекта чумы как таковой вообще нет — это слово лишь регулярно звучит в надоедливых разбивках с хохотом.

Зато есть очень много аллюзий, а если конкретнее — переноса нынешних реалий в картонный средневековый антураж. Вступительная песня гласит, что «в былине мы не ищем намеки на сегодня». И действительно: в сериале нет намеков — как и сатиры, иронии, переосмысления или обыгрывания. Основу концепции проекта можно охарактеризовать словом «обмусоливание». Даже попытка затронуть политические вопросы выглядит слишком топорной и вторичной. 

Главные герои «Чумы» — местный Барон (Максим Лагашкин), его малолетняя супруга (Ева Смирнова) и взрослая дочь (Зоя Бербер), которая никак не может найти себе достойного мужа, а также гонец, принесший в Нищбург новость о разгуле страшной болезни (Вячеслав Чепурченко). Попав в замок Барона, он вынужден выбирать между женитьбой на дочери хозяина и казнью на городской площади. Причем правителю и любящему отцу по большому счету все равно, что устраивать: лишь бы была «движуха». 

В сущности все это выглядит неплохой завязкой для какой-нибудь юморески, посвященной проблемам, сопровождающим человечество на протяжении веков. Но проблема в том, что никакой извечности здесь нет, как и абстрактной сатиры на людские пороки. Это просто скучная и безвкусная пародия на современность, главная цель которой — перечислить как можно больше характерных черт российской «самоизоляции». Ну и в некоторых моментах возвести их в полный абсурд — с намеком на возможную реализацию в жизни.

В пару коротких серий умудрились впихнуть и пропуска в виде клейма на теле («Государственные услуги должны причинять боль»), и наказание за хоровод как нарушение «социальной дистанции», и местную «блогершу», освещающую проблемы домашнего насилия, и обучение на расстоянии, и сохранение государственного имиджа — «для других королевств у нас все ол-райт», и грядущее нападение врагов в масках и перчатках. Затем начинается совсем уже прямолинейный разговор о Втором и Первом человеке в государстве, о понятии «справедливый суд» как о шутке и о радостном сообщении, что в зоопарке Барона тигрица родила двух тигрят. 

Конечно, зрителю каждый раз понятно, о чем идет речь. Но чрезмерная прямолинейность лишь вредит проекту. Ведь тем, кто следит за ситуацией в стране, не нужно все разжевывать и подсказывать, когда следует смеяться. К тому же сериал даже в своей юмористической составляющей полностью лишен интриги: всегда ясно, о чем будут шутить в следующих сериях. За оперативность в отслеживании информации его авторам, может быть, и стоит поставить «пятерку», но это не имеет никакого отношения к комедийному и даже сатирическому жанру. 

Так что пока единственными достоинствами нового сериала можно назвать небольшой хронометраж и бесплатный доступ в онлайн-кинотеатре. Но это скорее наводит на мысль о том, что от него никто изначально не ждал особого успеха. И забудется он тоже очень быстро — в отличие от нынешней эпидемии коронавируса и сопровождающего ее кризиса. 

Людмила Семенова

Истории о том, как вы пытались получить помощь от российского государства в условиях коронакризиса и что из этого вышло, присылайте на адрес COVID-19@rosbalt.ru


Ранее на тему «Локдаун» попал в список новейших слов по версии «Яндекса»

Что стало с теми, кто оказался во время эпидемии наедине с зависимостью?

Охлобыстин «потроллил» Пригожина: кто-то должен отстаивать право «людей без трусов»