«Патриотическое» фрик-шоу

Российская пропаганда осваивает новые глубины, пытаясь сыграть на самых низменных чувствах народа. Но эффект все хуже.


© Стоп-кадр видео

Вирусные агитационные ролики от медиагруппы «Патриот», посвященные голосованию по поправкам в Конституцию РФ, вызвали много шума в Сети, из-за чего даже задействованные в них люди почувствовали некоторую неловкость. А адекватного гражданина этот «пиар-продукт» лишь в очередной раз убеждает, что нынешняя власть неспособна на качественную пропаганду и продвижение хоть мало-мальски творческих и содержательных идей. 

Но печальнее всего, что в России непременно найдется и одобряющая весь этот позорный паноптикум аудитория. В чем нельзя отказать нашему государству — так это в умении подбросить самым невежественным и инертным группам населения игрушку для битья, чтобы они не задумывались о жизненно важных вопросах. А ведь именно их в сознательном обществе предстояло бы решать на плебисците.

Самым скандальным стал ролик о статье 72 Основного закона, в которой предлагается закрепить понятие брака как союза между мужчиной и женщиной. Главная цель этого «шедевра» — напугать народ тем, что детей-сирот будут усыновлять однополые пары. 

Помимо самой идеи сыграть на гомофобных настроениях, отвращение вызывает и «актерская игра». «Семья геев» (исполнитель роли «мамы» уже заявил, что сам не поддерживает поправки и будет голосовать против них) отыгрывает поистине ужасно — хотя это, возможно, связано не с отсутствием таланта, а с прямым заказом изобразить нечто омерзительное. Но дамы из детдома, которые усердно пучат глаза и растягивают губы в камеру, напоминая о худших образцах творчества Петросяна, выглядят не лучше.

Сочетание этого кривляния и нарочито веселенькой музыки с тусклой и депрессивной палитрой будто предполагает какую-то глубокомысленную антиутопию — в похожей стилистике часто делались социальные ролики о вреде алкоголизма, наркотиков или полового невежества. Однако патетический вывод в финале — «Такую Россию ты выберешь?» — вызывает даже какое-то чувство неудобства. Тем, кто действительно любит свою страну и заботится о ее благополучии, вряд ли понравится, что ее имя полощут в подобной шутовской грязи. 

А больше всего жаль мальчика, который оказался задействован в дурно пахнущей пропаганде. Авторы ролика вроде как ратуют за здоровое воспитание — но сами, по сути, вовлекают ребенка в политическую проституцию, что небезопасно для детской психики.

Совершенно ясно, что подобная продукция рассчитана на тех, кто упорно не желает замечать реальных проблем и бед, которые творятся в нашей стране с молчаливого согласия большинства. Многим людям страшно признавать мрачные аспекты окружающей действительности — как и собственную трусость или лень. 

Гораздо проще и веселее объявить врагами человечества ЛГБТ, феминисток, ювенальную юстицию и чайлдфри — при том что далеко не все диванные патриоты понимают значение этих терминов. Абсолютно нормальные в цивилизованных странах явления в России представляются неким «вселенским злом» — настолько абстрактным и обезличенным, что с ним легко и приятно «воевать», брызгая слюной и изливая желчь в соцсетях.

Еще один пример бессовестного использования детей — ролик от уже упомянутого медиаресурса о поправке в статью 83, касающейся утверждения кандидатур федеральных министров. В нем мальчик-подросток сетует на то, что из-за несознательности родителей не сможет стать министром: «Министры теперь, пока не помрут, будут на своих постах сидеть, так что нет у меня шансов». Очень странно, что люди, отвечавшие за эту задумку, не предвидели, как народ воспримет шутки о несменяемости начальства. А в постановочном плане эта поделка так же отвратительна, как ролик об однополых семьях.

Что же касается сугубо «взрослого» контента, то в ролике от государственного телеканала Russia Today «засветились» со своей активной гражданской позицией такие известные личности, как Артемий Лебедев, Иван Охлобыстин, Вячеслав Фетисов, Василий Лановой, Ирина Купченко, Аделина Сотникова, Лео Бокерия, Олег Сирота, Михаил Швыдкой. На данный момент их коллективное выступление уже собрало более 30 тысяч дизлайков на YouTube и массу комментариев в адрес «обнуливших свой рейтинг». Отметили зрители и то, как назойливо звучит фоном слово «принимаем» — стандартный прием зомбирования.

В целом халтурность государственных пиар-кампаний давно уже стала притчей во языцех и мало кого может удивить. Сегодняшним «шедеврам» уготовано почетное место в одном ряду с песней Алисы Вокс «Малыш», критикующей митинги, клипом Тимати и Гуфа о Москве, роликами известных видеоблогеров, призывающих идти на выборы 2018 года. При этом «новинки» еще больше похожи на какую-то несмешную самопародию — судя по всему, процесс деградации идет полным ходом. 

Но не следует забывать, что подобное «творчество» исходит от тех, кто распоряжается жизнью страны. И за неумной, пошлой, натужной клоунадой решаются вопросы, которые будут стоить российскому народу не только качества жизни, но и человеческого достоинства. Поэтому мало просто смеяться над бездарными агитаторами — надо понимать и объяснять другим, чем чреваты продвигаемые пропагандой инициативы.

Людмила Семенова

Истории о том, как вы пытались получить помощь от российского государства в условиях коронакризиса и что из этого вышло, присылайте на адрес COVID-19@rosbalt.ru


Ранее на тему Песков: Из Кремля флаг ЛГБТ не виден

«Яблоко» призвало россиян не участвовать в голосовании по Конституции

В КПРФ призвали не дать власти «нарисовать» одобрение поправок в Конституцию