Posted 8 июня 2020,, 19:12

Published 8 июня 2020,, 19:12

Modified 1 февраля, 01:48

Updated 1 февраля, 01:48

Чехи согласны с Путиным — не надо «как в Киеве»

8 июня 2020, 19:12
Иван Преображенский
Пропагандисты в Москве привыкли рассуждать о «братском народе» и враждебных властях Украины, но вряд ли стоит эти штампы переносить на другую страну.

Власти Чехии объявили персонами нон грата двух российских дипломатов. Как сообщает местная пресса, одним из них оказался Андрей Кончаков, замглавы представительства Россотрудничества в Праге. Именно его местные медиа ранее обвинили в том, что он якобы ввез в страну чемодан, в котором был яд рицин. Эту информацию чехам передал «дружественный источник», и они взяли под защиту пражского мэра Зденека Гржиба, который был одним из инициаторов переименования места, где в Праге расположено российское посольство, в «площадь Бориса Немцова».

Кроме того, охрану получили главы столичных муниципалитетов Прага-6 и Ржепорые. По предложению первого был демонтирован памятник маршалу Коневу, а другой добился установки памятной доски «власовцам», которые в мае 1945 года воевали против нацистов на стороне восставших пражан. Именно этим троим якобы и предназначался смертельный рицин.

Многие чешские комментаторы тогда удивились. Что за бред? По Праге разъезжает человек с чемоданом яда, а его не задерживают, не требуют от россиян согласиться на его обыск, невзирая на дипломатический статус. Неужели чешские спецслужбы так плохо работают? Российская сторона откровенно глумилась, называя происходящее скандальной провокацией. Все это и правда выглядело как плохая театральная постановка. Вдобавок еще и министр внутренних дел Чехии Ян Гамачек заявил, что доказательств перевозки рицина российским дипломатом нет, «иначе бы он уже в Москву ехал».

И вот теперь Кончаков все же отправлен в российскую столицу. Причем не один, а с коллегой. Это наводит на мысли, что все это время он был «ложной мишенью» скандала. Ударить совсем рядом, подав сигнал, что настоящий «резидент» известен и станет следующим — один из распространенных приемов спецслужб. Казалось бы, все просто. Остается только подождать, пока Россия выдворит в ответ из страны пару чешских дипломатов. Может, затем и напряжение в двусторонних отношениях пойдет на спад.

Но если верить чешской официальной версии событий, то все гораздо запутаннее и абсурднее. Как заявил премьер Чехии Андрей Бабиш, казус в том, что донос про рицин исходил от второго российского дипломата, который якобы настучал чешским спецслужбам на коллегу, чтобы его подсидеть. В итоге в Праге решили выслать обоих.

Теперь российская сторона оказалась в крайне странном положении. Если чешские власти правы, то МИД РФ теперь надо сохранить лицо, наказать собственного дипломата и аккуратно сворачивать словесную войну с Чехией, начавшуюся со споров вокруг маршала Конева. Чехи как бы говорят: заберите этих своих деятелей, пришлите кого-нибудь поумнее и будем работать дальше. И это еще взвешенная позиция, с учетом того, что отдельные чешские политики требовали выслать всех российских дипломатов без разбора, чуть ли не включая посла.

Но пойти по этому пути — значит подтвердить чешскую версию событий. На это российские дипломаты и их коллеги из российских спецслужб, похоже, просто не готовы, даже если история про информатора-оборотня и правда. Остается делать громкие заявления.

Понятное дело, сообщается, что Россия «даст адекватный ответ». Но остается не до конца ясным, почему тогда, помимо МИД России, на эту тему высказывается директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. Говоря, что «ответные меры будут», не дает ли он понять, что согласен с теми зарубежными критиками Россотрудничества, которые утверждают, что представительства этой организации за рубежом давно превратились в «крышу» для спецслужб?

И почему вместо рассуждений о чешско-российских государственных отношениях представитель МИД РФ Мария Захарова вдруг пускается в рассуждения о «чешском народе», который, начав ссору с Россией, «не спросили» власти этой страны? Вообще-то, у большинства чешских министров есть также депутатский мандат, а значит, они получили прямую поддержку избирателей на выборах.

Понятно, что очень многие российские «говорящие головы» за последние пять лет привыкли рассуждать о «братском народе» и враждебных властях Украины, но вряд ли стоит эти штампы переносить на другую страну. А по-хорошему, и к украинцам их бы лучше не применять. Вот так и выглядит теперь, что на фактическое обвинение в отсутствии квалификации для дипломатической работы российские власти будто отвечают прямо в лоб: да, среди наших дипломатов есть разведчики, но разговаривать с властями Чехии мы не хотим. Мы желаем говорить напрямую с народом чужой страны.

При таком подходе не стоит удивляться дальнейшему ухудшению чешско-российских отношений. Не только Владимир Путин не хочет, чтобы было «как в Киеве». Чехи не желают ровно того же самого — им совсем не по душе прямая коммуникация зарубежных властей с их народом, или, пользуясь языком российской дипломатии, «вмешательство во внутренние дела».

Иван Преображенский, Прага