Строители кукольных домиков

Реалити-шоу становятся все более вялыми и однообразными, а их участники выглядят какими-то жалкими. Но желание заработать сильнее чувства стыда.


© Стоп-кадр из реалити-шоу «Супер Айза»

Бурный рост числа «инстазвезд», которые все чаще стремятся не только быть красивыми, богатыми и знаменитыми, но и доносить до народа некие важные истины, принимает угрожающие для психики подрастающего поколения масштабы. Особенно это касается девочек. Ведь, как бы нас ни пугали влиянием «феминисток с небритыми подмышками», школьницы охотнее слушают вовсе не их, а тех, кто называет себя it-girl. 

Недавно список реалити-шоу о жизни «светских львиц» пополнился проектом «Супер Айза». Он вышел на канале «Супер» при участии Ксении Собчак (как и предыдущее шоу «ЯнаСупер», посвященное насыщенным будням продюсера Яны Рудковской) и рассказывает о жизни Айзы Анохиной. В прошлом эта девушка была известна как рэп-исполнительница под псевдонимом A (Z)IZA и бывшая жена скандального рэпера Гуфа. Теперь она позиционирует себя как бизнесвумен, телеведущая, инстаграм-звезда и мать двоих детей. 

Но не стоит ждать от ее шоу полезных советов о том, как вести бизнес или воспитывать ребенка. Оно посвящено более интересным вещам, главная из которых — персона самой Анохиной. Концентрация самолюбования так высока, что Айза, похоже, искренне не замечает, как дискредитирует себя перед зрителями и подписчиками. Она горестно рассказывает на камеру, что вышла замуж за серфера Дмитрия Анохина «по глупости» и «из-за похоти», что муж не обеспечивал ее деньгами, а после расставания обустроился на Бали, где «нет никакого развития». И теперь почти уже бывшие супруги не могут даже цивилизованно поделить общий бизнес. 

В шоу участвуют также сыновья Айзы: старший Сэм от Гуфа и Элвис от Анохина. Именно они, пожалуй, производят наиболее удручающее впечатление — как и любые дети, которым приходится быть частью родительской самопрезентации. Сэм посещает психолога и говорит своему брату: «Мама развелась с твоим папой, значит, он уже не твой папа». И неважно, вложил ему такие слова в уста сценарист или мальчик сам дошел до подобных умозаключений. Дети в принципе должны жить совсем другими идеями и интересами. Это почти такая же бесстыдная эксплуатация ребенка, как привлечение сына Яны Рудковской и Евгения Плющенко к рекламе поправок в Конституцию. 

Сама Айза в течение шоу тоже жалуется психологу на свою нелегкую долю, примирить с которой может разве что активно рекламируемый успокоительный препарат. Одна из серий почти целиком посвящена заботе звезды о своем здоровье — отдыху в элитном санатории с правильным питанием, «клизмами и слабительным». Преувеличенная серьезность демонстрации всех этих процедур почему-то вызывает ассоциации с лечебным курортом в комедии «Любовь и голуби». Не обошлось и без рассказа Айзы о косметологических манипуляциях — с наглядными примерами. Коммерческая составляющая подобных эпизодов очевидна, и скорее всего шоу снималось в первую очередь ради нее.

Кроме того, главная героиня охотно делится славой с коллегами по цеху. В кадре побывали и видеоблогер Ида Галич, и писательница Наталья Давыдова, известная в соцсетях как «Тетя Мотя», и певец Олег Майами, изобразивший романтическую любовь с Айзой. Ссоры, примирения и поцелуи «возлюбленных» были сыграны в лучших традициях даже не российских мелодрам, а псевдодокументальных проектов типа «Не ври мне!» — с соответствующим талантом и энтузиазмом. А фраза ведущей «мы с Олегом придумали, что притворяемся» выглядит не то оговоркой «по Фрейду», не то откровенным стебом. Правда, неясно — над самими собой, уже не различающими реальную жизнь и зазеркалье шоу-бизнеса, или над своей целевой аудиторией.

Разумеется, это реалити-шоу — такое же картонное, как прежние проекты Рудковской, Бузовой и Собчак (если вспомнить об уже древней «Блондинке в шоколаде»). Но в современном мире обитатели «кукольных домиков» все еще становятся объектами уважения и поклонения для части молодежи, стремящейся к легкой и красивой жизни.

Мы не можем судить о том, насколько счастливы на самом деле герои подобных проектов. Но то, что они делают бизнес из тонкой сферы душевных переживаний и личных отношений, свидетельствует не столько о холодном расчете, сколько, напротив, о глубоком раздрае в их головах. Кажется, порой они сами верят, что делятся со зрителем частичкой души, а не просто рекламируют товары и услуги. 

Надо признать, что мастера быстрых, шальных и громких заработков всегда были популярнее тех, кто приносит реальную пользу обществу, не производя лишнего шума. Но сегодня мы видим, как эксгибиционистские проекты становятся все более бледными и вялыми. Они делаются по одному шаблону, который потихоньку изнашивается и блекнет. Остается надеется, что их аудитория повзрослеет и начнет ценить что-то помимо яркой внешности, дорогих вещей и отдыха на фешенебельных курортах. 

Людмила Семенова


Читайте также Шнуров пообещал бросить пить, если агитирующие за поправки предложат ему водки

Ведущий Top Gear разбил эксклюзивное авто за 225 тыс. фунтов (видео)

Диана Арбенина: Ужасны все — Ефремов, убивший свой мозг и человека, а также семья Захарова, восседающая в ток-шоу