Изоляция превратила актеров в универсальных солдат

Снимать что-то серьезное на тему коронавируса в России пока никто не рискует. Зато в полку юмористических проектов снова прибыло.


© Стоп-кадр из сериала «Окаянные дни»

Несмотря на то, что ограничительные меры понемногу снимаются и люди начинают забывать о тягостях изоляции, шоу-бизнес все еще стремится заработать на теме пандемии. Телевизионные проекты, снятые в формате скринлайф, в основном представляют собой однотипный и скоропортящийся продукт. Однако плюсом таких ситкомов можно назвать лаконичность, непретенциозность и порой неплохие шутки. Возможно, в нынешней тревожной ситуации это срабатывает как антидепрессант.

На фоне летней жары легкий юмор становится особенно востребован. И вот эстафету приняла компания Comedy Club Production, снявшая альманах «Окаянные дни», который, в отличие от предыдущих проектов, не связан единым сюжетом, а состоит из десяти коротких новелл. Их создавала внушительная команда режиссеров, сценаристов и продюсеров, среди которых Семен Слепаков, Андрей Болтенко, Петр Буслов, а также некоторые из актеров. Кроме того, серии снимались на гаджеты самих участников, и артисты смогли попробовать себя в качестве операторов.

Но, несмотря на столь дешевую во всех смыслах форму, содержание проекта оказалось на удивление приемлемым. Конечно, если не ждать высокого искусства от простого и веселого «междусобойчика».

На сегодняшний день онлайн-сервис Premier выпустил несколько серий, посвященных весьма злободневным темам: супружеским изменам, здоровью, финансовым проблемам, отношению к старшему поколению. Все они рассматриваются через призму «удаленки», когда нет возможности полноценно разрешить противоречия и недомолвки. 

Авторы сериала возвели изоляцию в абсурд и распространили ее на все сферы жизни — от человеческих взаимоотношений до мошенничества и выбивания долгов. Это дало возможность разыграть массу забавных ситуаций, сопроводив их, в лучших традициях Comedy Club Production, потоком нецензурных словечек и шуток сортирно-сексуального характера. И хоть в сериале вроде бы показаны «обычные люди», в которых зритель должен узнать себя, юмор «Окаянных дней» умышленно гипертрофирован и весьма далек от реальности.

Больше всего это напоминает набор сценок из КВН, только менее выхолощенных. Герои все до единого стереотипны — именно такая задача, вероятно, ставилась перед актерами, и они с ней справились.

Анна Михалкова, к примеру, играет классическую жену-наседку, которую измена непутевого мужа волнует меньше, чем-то, что он пропадет без ее заботы (новелла «Счастливое окончание»). Забавно, что даже в формате «скринлайф» нашлось место для хрестоматийной фразы «дорогая, я тебе сейчас все объясню».

В другой новелле под названием «Вторая семья» актриса Светлана Камынина отыгрывает типаж жены-стервы с замашками тирана («Я жена Александра и все документы на него у меня в наличии»). Ее молодая конкурентка из провинции в исполнении Юлии Топольницкой выглядит на этом фоне даже какой-то уютной, хотя особого сопереживания тоже не вызывает.

Серия «Массаж на удаленке», сдобренная мрачными шутками про отвертку, напомнила один эпизод сериала «Глухарь», когда у допрашиваемого случился припадок и полицейские, вспомнив, что в таких случаях якобы нужно засунуть в рот металлический предмет, использовали для этого табельный пистолет.

Новелла «Долг» оказалась своеобразным бенефисом скандально известного актера Владимира Епифанцева, который даже снял несколько вариантов, пока не нашел подходящую подачу. Учитывая, что действие ограничивалось диалогами должника и коллектора с небольшой демонстрацией реквизита (наручников, утюга, бутылки), его артистизму и искреннему отношению следует отдать должное. 

В серии «Мать» авторы неплохо обыграли целый ворох конспирологических и агитационных мифов о коронавирусе в России, спровоцировавших непонимание между дочкой, живущей в США (Мария Машкова), и ее оставшейся на родине матерью (Елена Валюшкина). Одна доверяет всему, что говорят Соловьев и Киселев, другая ссылается на ролики из YouTube, согласно которым смертей от ковида в некоторых российских городах так много, что «гробы приходится ставить вертикально». Развязка этого спора оказалась весьма прозаичной и одновременно забавной.

Вероятно, весь сериал будет выдержан в таком же легком, непритязательном тоне, свойственном анекдотам и скетчам.

Жизнь «на удаленке» понемногу становится частью фольклора. При этом «Окаянные дни» в очередной раз подтвердили, что пока на тему коронавируса в России допускается только шутить или молчать. Возможно, это как-то связано с суеверным страхом «показывать на себе», и в ближайшее время нам точно не стоит ожидать серьезных фильмов или сериалов о последствиях самоизоляции и тем более самой болезни. Но рано или поздно кто-нибудь решится на подобный эксперимент, который окажется куда более выразительным, чем все нынешние «юморески».

Людмила Семенова

Истории о том, как вы пытались получить помощь от российского государства в условиях коронакризиса и что из этого вышло, присылайте на адрес COVID-19@rosbalt.ru