Posted 11 июля 2020,, 06:00

Published 11 июля 2020,, 06:00

Modified 1 февраля, 02:01

Updated 1 февраля, 02:01

Секс-скандал, веб-сериал и паутина сплетен

11 июля 2020, 06:00
Людмила Семенова
Почти любая попытка сломать стереотипы встречает сопротивление в российском обществе.

На видеосервисе START недавно состоялась премьера веб-сериала «Текст. Реальность» — расширенной версии одноименного фильма Клима Шипенко, который вышел в конце прошлого года. В основе — роман-бестселлер Дмитрия Глуховского, написавшего также сценарии для обеих экранизаций.

Увы, история с искусственно нагнетаемым ажиотажем вокруг проекта повторилась: если фильм активно обсуждали из-за откровенной сцены, в которой приняла участие Кристина Асмус, то к премьере сериала подоспела история с разводом актрисы. И снова пошли слухи: мол, муж Кристины — юморист Гарик Харламов — не смог простить ей «измену» во время съемок, а выход веб-версии стал последней каплей для его самолюбия. С другой стороны, начались туманные пересуды вокруг возможной «фейковости» развода.

Скандал, раздутый вокруг одного короткого эпизода, по сути сделал фильму рекламу — и позволил собрать кассу в прокате. А это, в свою очередь, навело авторов проекта на мысль дать ему «вторую жизнь», изменив формат и увеличив хронометраж.

В итоге получился своеобразный ответ и даже вызов отечественным сериалам, которые крутят на федеральных телеканалах. Как правило они нацелены на скучающих домохозяек и представляют собой весьма неловкие попытки показать жизнь «обычной женщины», столкнувшейся с большими проблемами. Если бы кто-то отважился снять проект, по стилистике и содержанию хоть немного похожий на «Текст. Реальность», и запустить его в прайм-тайм, это наверняка стало бы сенсацией. Ведь историй о сломанных мужских судьбах российский зритель почти не видит.

Главный герой, бывший студент Илья Горюнов в исполнении Александра Петрова, проходит через несколько сложных жизненных этапов: взросление в неполной и малообеспеченной семье, неудачный юношеский роман, удар со стороны власть имущих, тюрьма, потеря единственного родного человека и неспособность вписаться в новую жизнь. По сути, это тоже история о «тяжкой доле» — но не женской, а мужской.

«Текст. Реальность» ломает шаблон, по которому мужчины в сериалах могут быть либо хладнокровными подонками, либо утрированно благородными рыцарями, но никак не жертвами обстоятельств, человеческой подлости и собственного легкомыслия. Обычно российские телевизионщики отводят такую роль женщинам. Идея о том, что все люди, независимо от пола, могут быть слабыми, в веб-сериале раскрывается даже лучше, чем в полнометражном фильме.

Другой вопрос — насколько удачно были выбраны художественные средства воздействия на аудиторию. Они, несомненно, тоже весьма отличаются от «мейнстрима». Авторы «Текста» стремятся бить по нервам и держать в напряжении, однако это не всегда удается. Обилие нецензурных выражений, обывательские пересуды о политике, квасной патриотизм и конспирологические бредни некоторых проходных персонажей, мрачные картины быта… Все это, казалось бы, должно приблизить действие к реальности, а зрителя — к главному герою. Но многие моменты неоправданно затянуты, не несут почти никакой смысловой нагрузки и скорее утомляют, чем вызвают сопереживание.

Возможно, авторам все же стоило добавить динамики в основной сюжет, не урезая его слишком сильно в пользу «параллельной реальности» на экране смартфона (хоть это и было центром замысла). Такой проект, безусловно, не должен развлекать и расслаблять, но перегибы в «инаковости» приемов часто не идут на пользу задумке.

Об актерской игре сложно сказать что-то новое. Александр Петров, как и в фильме, вполне достоверно изображает обычного человека, у которого фактически отняли жизнь, и вместо того, чтобы попытаться ее вернуть, он отчаянно хватается за призрачный мир. Увы, эта нестандартная для телеаудитории роль в массовом представлении затерялась на фоне скандального «бенефиса» Кристины Асмус, которая не показала ничего особенного ни в фильме, ни в сериале. Это же относится и к Ивану Янковскому — яркому и обаятельному актеру, которому просто не подходит отвратительный образ представителя династии продажных полицейских.

Сейчас уже не узнать, кто запустил волну хайпа, связанного с Асмус и ее мужем. Но выход сериала очень удачно совпал со вторым действием этой эпатажной пьесы. Одни комментаторы напрямую называют развод Асмус и Харламова пиаром, другие настаивают на их честности и серьезности. Дмитрий Глуховский, со своей стороны, заметил, что зрительская истерия является реакцией общества на «гипотетическую возможность женской полигамии», которая оказалась вдвойне неприятной для давних поклонников актерской семьи.

Как бы то ни было, сложно представить, чтобы двое представителей шоу-бизнеса могли не договориться между собой о том, нужна ли им такая двусмысленная слава. Возможно, об этой паре еще откроется немало любопытных фактов.

А «Текст» можно считать окончательно прочитанным. Одним он рассказал о женской полигамии, другим — о мужской уязвимости, и в обоих случаях болезненно задел общепринятые и удобные представления о той самой «Реальности».

Людмила Семенова