Культурный след ковидной эпохи

Индустрии развлечений пришлось оперативно перестраиваться под новые реалии. Но люди уже устали от однотипных виртуальных проектов.


© СС0 Public Domain

Улицы мегаполисов сейчас уже мало чем напоминают о коронавирусной панике, которая сотрясала весь мир на протяжении нескольких месяцев. Работают кафе, рестораны и салоны красоты, потихоньку открываются креативные пространства, люди больше не боятся ходить друг к другу в гости и даже посещать большие мероприятия в парках.

Безусловно, на дальнем плане постоянно ощущается некий холодок неизвестности: ждет ли нас вторая волна эпидемии, можно ли вообще говорить о завершении первой, создадут ли вакцину от нового вируса и поможет ли она избежать новых жертв? Но человеческая психика способна адаптироваться и к более жутким катаклизмам. Ей всегда нужен хоть какой-то заряд позитива, напоминающий, что жизнь не останавливается. И работники индустрии развлечений это прекрасно знают.

Все месяцы вынужденной изоляции аудиторию добросовестно снабжали подбадривающим контентом. Теперь, когда массовая культура поставлена на летнюю паузу, самое время поразмыслить, какой след оставил в ней коронакризис.

Активнее всего за это время проявили себя создатели комедийных сериалов, блогеры и поп-певцы (многие селебрити, к слову, успешно совмещают вторую и третью специальность). Формат «скринлайф», простор для вольностей и шуток (порой авторы даже «покусывали» государственную власть), ирония над обществом потребления, которое особенно пострадало от кризиса, — все это было достаточно плодородной почвой для экспериментов, но лишь немногие из них стали успешными. 

Зато количество проектов, посвященных Великой и Ужасной Изоляции, впечатляет. Создается ощущение, что в стремлении «хайпануть» их выпекали и бросали на прилавок в лихорадочном темпе, поэтому некоторые не успели хотя бы худо-бедно блеснуть и запомниться. А те, что успели, очень скоро забудутся.

Но есть вероятность, что кто-то за это время набрался ярких идей для телевидения или даже полного метра, — и к концу лета мы увидим их воплощение.

Не прошел без внимания и обновленный формат таких мероприятий, как «Евровидение» и VK-FEST. Разумеется, выступления в пустых залах производили гнетущее впечатление. Но артисты все же работали на совесть, явно стремясь и вдохновить слушателя, и самим удержаться на плаву, не растерять аудиторию за время вынужденного простоя.

Основной же площадкой для осмысления и отображения новой реальности стал YouTube, куда знаменитости перенесли свои образы, привычки и творческие посылы (хотя последнее, конечно, ко многим применимо с большой натяжкой). Там они устраивали онлайн-вечеринки и душевные посиделки, демонстрировали свой быт на карантине, обсуждали дизайн медицинских масок, а порой даже высказывали глубокие мысли, за что некоторые в итоге поплатились, как телеведущая Регина Тодоренко. Не меньший масштаб хейта вызвали и жалобы «звезд» на безденежье.

Шоу-бизнес вволю разгулялся также в музыкальных клипах, роликах и мемах, посвященных коронавирусу. «Антикризисные» песни появились как в крошечных любительских аккаунтах, так и на каналах с миллионной аудиторией, охватив и бардовский формат, и непременный рэп. А некоторые селебрити отметились умилительными клипами-флэшмобами, в которых показали в изоляции не только себя любимых, но и весь светский цех, в единстве с публикой. К примеру, так сделали Ольга Бузова в клипе «Давай останемся дома» и Юлианна Караулова с песней «Градусы» — в мрачноватом ролике певица зачеркивает дни карантина на оконном стекле и устраивает вечеринку с картонными изображениями друзей и коллег.

О таких мелких атрибутах, как хэштеги #лучшедома и тематические символы в социальных сетях, и говорить не стоит, — за много дней прозябания в духоте виртуального пространства все это приелось и вообще перестало цеплять глаз. 

Словом, культурный отпечаток эпидемии ковида оказался довольно расплывчатым. Все мы, конечно, надеемся, что острая фаза позади и в дальнейшем человечество будет более устойчиво к этой заразе. Но даже в случае второй волны «коронавирусный тренд» уже не повторится.

Примечательно, что многие страшные и трагические катаклизмы в истории человечества оставляли в культуре долговечный след, дошедший до наших дней, — это и войны, и экономические потрясения, и эпидемия чумы, и появление туберкулеза, а позже вируса иммунодефицита. Отсылки к ним в книгах, фильмах и музыке служат не напоминанием о бедах, а своего рода поучением. Культура, благодаря обширному арсеналу средств, остается одним из лучших способов усвоить уроки прошлого.

Возможно, ковидная эпоха нас тоже чему-то научит. Например, ценить активный досуг, возможность сходить в театр или на выставку, но главное — живое общение. Ведь даже завзятые домоседы за время изоляции поняли, что внутренняя, душевная клаустрофобия не менее болезненна, чем внешняя. 

Людмила Семенова


Читайте также Педагог: Возрастные цензы на книги — редкая чушь

Большинство россиян считают прививки эффективным способом защиты от инфекций

ВТБ выступил генеральным спонсором выставки «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. Избранное»