Posted 10 сентября 2020,, 11:39

Published 10 сентября 2020,, 11:39

Modified 1 февраля, 02:28

Updated 1 февраля, 02:28

«Почерк радиста»: политические убийства и несчастные случаи

10 сентября 2020, 11:39
Роман Трунов
Недальновидность отечественных политиков приводит к стратегическим поражениям на международной арене.

Политическая действительность в России стала почти неотличима от скверного анекдота про дурдом. Вот только краткий перечень симптомов этого системного заболевания: поток идиотических версий, объясняющих причины отравления Алексея Навального, шизофреническая реакция на протесты в Белоруссии, психопатическое поведение в отношении аналогичных событий в Хабаровске. Такой краткий диагноз можно поставить российскому политическому классу.

Кто отравил Навального, вопрос, в общем-то, риторический. Плохая репутация, увы, говорит сама за себя. Между прочим, Екатерина Медичи осталась в истории именно как «Екатерина-отравительница», а не как искусный политик. Поэтому неудивительно, что идейные наследники чекистов тяготеют к методам Григория Майроновского, советского коллеги нацистского врача-изувера Иозефа Менгеле. И коль скоро Сталин официально признан «эффективным менеджером», то и профессионального убийцу из НКВД, следуя этой логике, нужно считать «эффективным политтехнологом».

А ведь сколько было, казалось бы, удачных политических убийств, обернувшихся, однако, стратегическим поражением недальновидных советских и российских великодержавников. Взять хотя бы упорную борьбу официальной Москвы с украинскими националистами, могущую послужить классическим примером неумения предвидеть долгосрочные последствия своих действий. Кроме всего прочего, это особенно интересно в свете продолжающегося российско-украинского противостояния и, конечно же, неясных перспектив российско-белорусских отношений.

Но к делу. Галичанин Евгений Коновалец, один из основателей и первый руководитель Организации украинских националистов (ОУН — запрещена в РФ), был взорван Павлом Судоплатовым в 1938 году в Роттердаме. Его смерть привела к междоусобной борьбе в оуновской среде. Однако это политическое движение, вопреки расчетам советского руководства, так и не прекратило свое существование. Более того, оно разделилось на умеренных мельниковцев, последователей Коновальца, и радикальных бандеровцев.

Знаменитому советскому диверсанту, как хорошо известно, удалось скрыться из Нидерландов. Тем не менее, в распоряжении нидерландской полиции оказалась случайная фотография, на которой были изображены Коновалец и Судоплатов. В последнем приближенные убитого лидера ОУН узнали человека, выдававшего себя за участника украинского националистического подполья в СССР. Таким образом, Советский Союз был почти сразу заподозрен в причастности к резонансному убийству. Впрочем, красная Москва обвиняла в этом преступлении нацистскую Германию. Хотя незадолго до того и утверждала, что оуновский вождь был гитлеровским приспешником.

Еще один галичанин — Степан Бандера — доставил Советской власти намного больше хлопот, чем его предшественник. Радикальный политик, ставший олицетворением украинского национализма, был убит в 1959 году в Мюнхене агентом КГБ Богданом Сташинским при помощи цианистого калия. К слову, в этом убийстве советская пропаганда обвинила опять-таки немецкое государство. Однако и по сие время этот мертвец не дает покоя Кремлю. Во всяком случае, российское руководство сделало все от него зависящее, чтобы убедить своих единоверцев в том, что современная Украина находится во власти бандеровцев.

Между тем последний настоящий бандеровец — Василий Кук, командовавший Украинской повстанческой армией (УПА — запрещена в РФ) после смерти Романа Шухевича, умер еще в 2007 году в Киеве. А Дмитрию Козаку, как ранее Владиславу Суркову, приходится иметь дело с обычными перевертышами, вскормленными всевозможными парткомами. Просто теперь, мягко говоря, не лучшие представители России и Украины оказались по разную сторону баррикад, не более того. Как говорится, каковы времена, таковы и нравы.

В прежние годы радистов узнавали по их индивидуальному «почерку». Примерно так же сегодня «вычисляют» хакеров. Спецслужбы, разумеется, тоже имеют излюбленные способы отправлять в мир иной неугодных людей. В 1980 году в подозрительной аварии погиб первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Петр Машеров, в автомобиль которого врезался грузовик. До сих пор существуют подозрения, что это столкновение было подстроено КГБ. Сторонники этой версии полагают, что чекисты действовали в интересах отдельных лиц из союзного руководства, чьим планам мешал предполагавшийся карьерный взлет начальника белорусских коммунистов.

В независимой Белоруссии та же участь постигла Анатолия Майсеню. Журналист, политолог и, кроме того, последовательный политический оппонент Александра Лукашенко погиб в автокатастрофе за двенадцать дней до референдума 1996 года, позволившего «батьке» стать диктатором. И опять в аварии будто бы случайно участвовал грузовик. Такое стечение обстоятельств показалось странным бывшему белорусскому министру внутренних дел Юрию Захарченко, о чем он и поведал общественности. Через два с половиной года отставной высокопоставленный милиционер бесследно исчез.

Очередная таинственная автоавария приключилась на Украине 25 марта 1999 года. Прискорбный инцидент произошел чуть более чем за шесть месяцев до выборов, на которых Леонид Кучма во второй раз стал президентом. «Тойота» с находившимся в ней депутатом Верховной рады Вячеславом Черноволом врезалась в «Камаз». Как и в предыдущем случае, дорожное происшествие закончилось смертью оппозиционера. Но буквально на следующий день тогдашний украинский министр внутренних дел Юрий Кравченко поспешил объявить, что это был обычный несчастный случай. А затем от сердечного приступа внезапно умер главный свидетель происшедшего.

Вместе с тем ряд простых фактов заставляют взглянуть на эту трагедию под другим углом зрения. Отношения имперского центра и национально ориентированных украинских политиков, как говорилось выше, никогда не были простыми. Тем не менее, Черновол погиб не при Михаиле Горбачеве, при котором был создан Народный рух Украины. Однако почему-то это стало возможным на закате политической карьеры Бориса Ельцина, когда он по состоянию здоровья по сути уже не управлял страной, а Владимир Путин был директором ФСБ и без пяти минут преемником.

Все это, несомненно, только догадки и предположения, которые никоим образом не бросают даже тени подозрений на российских руководителей. Но одновременно вызывает недоумение, почему, несмотря на все их старания, галицкая идеология, можно сказать, подмяла под себя всю Украину. Напрасно, видимо, не уберегли умеренного национал-демократа Черновола. Не ровен час, что-нибудь подобное случится и в Белоруссии. Хотя в этой стране и без того сильны советские традиции в системе госбезопасности, чего стоят только последние выдворения за границу членов Координационного совета оппозиции. А переодетые в штатское силовики, крушащие штабы оппозиции и похищающие на улицах не согласных со «светлым путем» Александра Григорьевича, тоже кого-то сильно напоминают — не то штурмовиков НСДАП, не то пассажиров «воронков» из Советской России конца 1930-х. Политических оппонентов запугивают, избивают, сажают, но не убивают. Пока.

Роман Трунов