Posted 29 сентября 2020,, 14:24

Published 29 сентября 2020,, 14:24

Modified 1 февраля, 02:37

Updated 1 февраля, 02:37

Хитрая комбинация Эрдогана

29 сентября 2020, 14:24
Любое военное вмешательство России на стороне Армении сразу уничтожает практически все связи, которые были наработаны между Москвой и Баку за последние десятилетия.

Эрдоган разыгрывает очень хитрую комбинацию.

Если раньше ситуация балансировала в статус-кво, устраивающем Армению, когда любая попытка азербайджанской атаки упиралась в выстроенную за десятилетия оборону в горных укрепрайонах и заканчивалась только бессмысленным взаимным кровопусканием, то теперь с наличием обширных ресурсов Анкары, как в виде поставок вооружений и боеприпасов, так и в виде помощи турецкого генерального штаба и военспецов, вероятность постепенного раскрошения армянской обороны с помощью тяжелой артиллерии и беспилотников достаточно высока. Дальше развитие операции по уже опробованному турками примеру уничтожения сирийско-курдского горного укрепрайона в Африне, вполне возможно, под руководством тех же, воевавших в Сирии, офицеров.

Ресурсы Армении не рассчитаны на долгую изматывающую кампанию с превосходящим количественно и по уровню вооружений противником, а в случае турецко-азербайджанского альянса как раз такой противник и появляется.

Любое военное вмешательство России на стороне Армении сразу уничтожает практически все связи, которые были наработаны между Москвой и Баку за последние десятилетия.

То же самое, пусть и в меньших объемах, сделают существенные поставки оружия из Москвы. Если в период перемирия это еще можно было представить обычным военным сотрудничеством, то сейчас для Баку очевидно, что любые новые вооружения предназначены для того, чтобы убивать азербайджанцев и увести у них из рук победу, которую они посчитают своею, как бы на самом деле война ни закончилась и без российской помощи.

Отсутствие военной поддержки уничтожает российские позиции в Армении, наличие поддержки подрывает наши отношения с Азербайджаном. В любом случае в ситуации продолжения конфликта Москва получает мощный удар. Еще более мощный, если в игру вмешается российская группа войск в Закавказье. Цугцванг, к которому мы сами шли долгое время, махнув рукой на решение конфликта, наличие которого априори считалось залогом сохранения российского влияния на обе стороны среди многих отечественных «геополитиков». Печальная ирония.

Если бы у нас не было баз в Армении и мы бы не затянули ее в ОДКБ, можно было бы еще как-то маневрировать, но и этот вариант мы отмели, поспешив с созданием бессмысленной, но тешащей гордость организации, проку от которой для России зиро, только придаются лишние обязательства.

Каковы варианты выхода, которым может являться только прекращение огня с последующей активизацией реального переговорного процесса?

Для начала нужно сократить и нейтрализовать турецкое участие, причем избегая в любом случае риска прямой военной конфронтации. Как только прозвучит первый российский выстрел, Москва может считать себя уже проигравшей.

Остается только широкое мировое, не только российское, экономическое и дипломатическое давление, тем более, что бесконечными авантюрными внешними войнами Эрдоган загнал страну в печальную экономическую ситуацию, кстати, как и его северный сосед и идейный учитель-империалист. Для этого бы как раз пригодились хорошие отношения с Западом, но можно попытаться действовать и в ситуации нынешней недружбы. Для этого есть заклятые друзья турок и кредитующих турок катарцев — саудиты и эмиратчики.

Для этого существует немало разменных территорий и ситуаций на многих игровых столах, где кремлевские авантюристы играют с турецкими, скажем, уступки в Ливии, с которой Москва все равно не получит никакого проку, в иной ситуации могли бы что-то решить в гораздо более важном для России закавказском регионе.

В случае нейтрализации Турции начинается следующий этап, переговорный. Как уже видно, текущее положение дел чревато в любой момент новым взрывом и кризисом, Баку никогда не примирится с очередным поражением хотя бы потому, что патриотическая риторика возвращения территорий является одной из немногих опор режима Алиева.

Значит, нужен новый переговорный процесс, в новом формате, призванный зафиксировать новый расклад ситуации с новыми гарантами и гарантирующими не верящим друг другу сторонам соблюдение условий миротворческими силами.

Мои предложения не понравятся ни одной из конфликтующих сторон, заранее извиняюсь, но иных вариантов просто не вижу. Ближе всего к реальности выглядят наработки армяно-азербайджанских переговоров конца 90-х, стоившие президентства Тер-Петросяну и правительственного кризиса Алиеву. С передачей Баку по крайней мере части буферных, занятых НКР, но не относящихся к его исторической территории, районов, их демилитаризацией, вводом миротворцев по периметру НКР и Лачинского коридора.

Баку может объявить победу и возвращение части территорий, Ереван может объявить о сохранении НКР и придании ему международного статуса. Дальнейшее, как говорится, будут решать следующие поколения.

Очевидно, что сейчас на эти условия не согласится ни одна сторона, даже в ситуации перемирия в обеих противостоящих лагерях такие идеи воспринялись бы, как предательство и подорвали бы авторитет и власть правящих элит.

Но спустя несколько месяцев кровоточащего и бессмысленного конфликта взгляды могут и измениться, правда, с другой стороны вполне вероятно и еще большее ожесточение участников.

Иных альтернатив не проглядывается. Иначе в любом случае Баку будет регулярно пытаться пробить оборону НКР, проверяя, получено ли уже превосходство за счет кратно больших экономических и демографических ресурсов, Армения же с НКР продолжат истощаться в блокаде и с гипертрофированной военной нагрузкой, призванной сохранить подобие паритета с восточным соседом.

Помощь Москвы будет не бесконечна, вдобавок, как видим, сохранение статус-кво втягивает Россию во все новые проблемы и конфликты.

Еще раз — я пишу и предлагаю варианты решения ситуации такими, как их вижу с точки зрения интересов своей страны и из своей страны, сочувствуя всем понесенным жертвам и не занимая ни одну из сторон.

Надеюсь, мир все-таки восторжествует, по крайней мере перемирие…