Posted 12 октября 2020,, 13:16

Published 12 октября 2020,, 13:16

Modified 30 марта, 13:12

Updated 30 марта, 13:12

В Брюсселе назовут «назгулов Путина»

12 октября 2020, 13:16
Иван Преображенский
Евросоюз продлил санкции против России «за Скрипалей», а уже во вторник может окончательно ввести новые — «за Навального».

Эстония на заседании Европейского Совета собирается ввести меры персонального давления на конкретных российских госслужащих. «Я призову министров иностранных дел поддержать введение целевых санкций ЕС против российских должностных лиц в связи с отравлением Навального», — заявил глава эстонского МИД Урмас Рейнсалу.

Этот вопрос будет обсуждаться на встрече руководителей внешнеполитических ведомств Европейского Союза в Брюсселе уже во вторник. Ну а накануне было объявлено о продлении предыдущих санкций, наложенных на Россию по обвинению в применении химического оружия (вещества типа «Новичок») в деле об отравлении отца и дочери Скрипалей.

Таким образом, 13 октября может стать несчастливым днем для некоторых российских госслужащих и силовиков. Всего европейцы пока планируют «наказать» девять сотрудников администрации президента и «органов безопасности», об этом писала в конце прошлой неделе французская газета Le Monde.

Любители черного юмора иногда называют Россию «Мордором», так что, наверняка найдутся те, кто, продолжая эту аналогию, скажут, что с введением санкций «за Навального» у Владимира Путина появятся собственные назгулы.

Санкции явно будут стандартными — других пока в мире не придумали. Это запрет на въезд в ЕС этих девятерых человек и арест там их имущества, если оно вдруг обнаружится.

В Кремле наверняка уже знают фамилии попадающих под санкции. И те, кого не окажется в новом черном списке Евросоюза, изо всех сил будут завидовать счастливчикам. Ведь «обиженных европейцами» ждет особая награда за верность, вне зависимости от того, был ли хоть кто-то из них причастен к разработке или производству «Новичка» старого или нового типа, а также к борьбе с Навальным.

Персональные санкции, по крайней мере, в том расслабленном режиме, в котором они сейчас в основном действуют в Европе — это как признание личных заслуг перед Кремлем, по сути, — награда. Собственность же и счета в юрисдикции Евросоюза, если они и есть у этих людей, давно переведены на тещ, мам, формально «бывших» жен или совершеннолетних детей, весьма вероятно, закончивших европейские же университеты.

Единственное более-менее реальное наказание — запрет на въезд в Европейский Союз. Однако российские чиновники наверняка изучили опыт Александра Лукашенко. Соратники белорусского правителя (которого в ЕС официально признали узурпатором), долгое время жили под санкциями, потом вышли из-под них, а теперь вот снова возвращаются. Все это, если верить слухам, не мешало им, включая Лукашенко лично, иногда ездить в страны Евросоюза по чужим документам.

Впрочем, может даже и по своим личным, как, например, это делал бывший кремлевский «серый кардинал» Владислав Сурков. Немцы без проблем пускали на его переговоры в формате «Нормандской четверки», хоть он был и остается под персональными санкциями.

Дальше к европейцам, скорее всего, присоединятся и американцы. Может быть, правда, не сейчас, а после президентских выборов, зато вне зависимости от того, кто станет главой государства — Дональд Трамп или Джо Байден.

Группа конгрессменов еще пару недель назад предлагала ввести «персональные санкции за отравление Алексея Навального». Так что Байден, если победит, точно к их мнению прислушается. Трамп, даже если подтвердятся слухи о том, что перед выборами он намерен заключить с Кремлем новую «ядерную сделку» взамен договора СНВ-3, тоже наверняка поддержит санкции, если сохранит президентский пост.

Американские санкции — это будет уже куда серьезней. Как показывает опыт «санкционных пакетов» за Крым и Донбасс, чиновникам и силовикам они могут доставить весьма ощутимые неприятности. Соединенные Штаты гораздо жестче, чем ЕС, проводят политику экономического и политического давления, ведь там нет почти трех десятков самоуправляемых стран с собственными взглядами на внешнюю политику.

В итоге могут и счета заморозить, и собственность арестовать. Причем не только у девяти фигурантов нового «черного списка», но и у их родственников и контрагентов, признав, что в реальности те выступают как подставные, липовые собственники.

Впрочем, все это наверняка с лихвой будет компенсировано кремлевской «премией за лояльность». Разве что аппаратные конкуренты внутри российской власти, от обиды, что под санкциями оказались не они, могут из вредности «подгадить» счастливчикам. Но вот к этому в стенах Кремля как раз все готовы — там идет постоянная конкуренция и «отсев» ослабевших игроков.

Иван Преображенский