Posted 12 ноября 2020,, 14:32

Published 12 ноября 2020,, 14:32

Modified 30 марта, 12:59

Updated 30 марта, 12:59

Россияне продолжают танцевать

12 ноября 2020, 14:32
Большинство россиян хочет жить за счет бюджета, но мало кто хочет работать рабочим, инженером или стать предпринимателем.

Наше общество разделилось на две большие части. Одни, «лоялисты», считают, что Путин спас Россию от «хаоса 1990-х», «вернул гордость за страну», «возродил армию», «присоединил Крым» и т. д. Вторые, «оппозиция», «несогласные» считают, что Путин, наоборот, «все испортил», «коррумпировал страну», «разворовал бюджет», «обогатил своих друзей».

Кажется (в зависимости от политических предпочтений), что правы или те, или другие. Но это не так, все критически ошибаются.

Путин это «зеркало» нашего общества, отравленного вначале тоталитарным социализмом, а потом «природной рентой». Причем «природная рента» десятилетия высоких цен на нефть «сытых 2000-х» оказалась куда более ядовитой, чем наследие социализма.

«Природная рента» создала в обществе иллюзию, что можно добиться высокого уровня жизни, не утруждая себя «созидательным трудом», т. е. не создавая прибавочной стоимости на экспорт, а покупая все нужное и качественное (или, наоборот, очень дешевое посредственного качества), ничего, кроме временно дорогих ресурсов, не отдавая в обмен.

У Путина нет никакой идеологии. Вообще. Он будет говорить и делать то, что нравится в данный момент большинству общества. Нравится Сталин — он будет из себя изображать Сталина, нравится либерализм, Путин (и это уже говорил Дмитрий Песков) будет «главным либералом». Идеология для Путина и окружающих его привластных кланов вообще ничего не значит. Главное — это находиться при бюджетах, т. е. при власти.

Почему? Да потому, что для общества идеология точно так же ничего не значит. Вы не удивлялись тому, что у нас все партии всех направлений лидерские с еще дольше несменяемыми лидерами, чем Путин находится в президентах? Это потому, что в России нет политических партий, а есть псевдополитические кланы, которые ведут борьбу за доступ к бюджетным деньгам.

Смысл всей псевдодемократической выборной в России деятельности на всех уровнях — это получить доступ к бюджетным деньгам. И все.

Смысл всего крупного бизнеса, что частного, что государственного, это сесть на какой-нибудь «поток денег» от остатков индустриальных гигантов социализма или получить от государства какой-нибудь «платный мост» в виде поборов типа «Платона».

Бизнеса, созданного предпринимателями «с нуля», очень мало. Да и тот последние годы был в основном выкуплен за бюджетные (!) деньги госбанками, а мелкий и средний частный бизнес сейчас добила эпидемия ковида с административными ограничениями.

Путин ведет себя точно так же, как будет вести себя любой лидер российских псевдополитических партий и незарегистрированных структур. Получив власть, лидер любой структуры тут же расставит на «хлебные места»: на госбюджет, на «поток денег» от индустриальных гигантов или на «платные мосты» своих соратников.

Что «лоялистам», что «несогласным» нужен во власти свой лидер, чтобы он по-другому переделил существующие бюджетные потоки. Идеология, необходимость находить компромисс с разными группами общества никого не интересует. Никто, кроме не избираемого маргинального меньшинства, не озабочен тем, чтобы создавать добавочную стоимость на экспорт.

Единственная возможная политика в нашем обществе, в условиях подешевевшей нефти, это повышать налоги («люди новая нефть») и делить их между лояльными элитами и давать предвыборные подачки электорату, который в большинстве своем не хочет себя утруждать созидательным трудом по созданию добавочной стоимости.

Большинство россиян хочет жить за счет бюджета, но мало кто хочет работать рабочим, инженером или стать предпринимателем. А после того, как государство скинуло заботу о принудительно «самоизолированных» на бизнес, стать предпринимателем желающих будет еще меньше.

Что-либо в этой ситуации может изменить (и это только даст шанс, а не гарантию) падение доходов до уровня 1990-х, чтобы «начать все сначала» с опорой на собственные силы, собственный созидательный труд и собственную предприимчивость. Это может (!) помочь убить иллюзию, о том, что «поработать должны другие», а может и не убить.

«Сытые 2000-е» оставили слишком много яда от внезапно свалившихся сверхдоходов от «природной ренты».

«Музыка уже стихла», хотя россияне еще «продолжают танцевать» в надежде, что сверхдоходы от «природной ренты» вернутся. Это главная наша проблема, а Путин всего лишь персонифицированное представление нашего общества.