Posted 5 декабря 2020,, 08:20

Published 5 декабря 2020,, 08:20

Modified 5 февраля, 07:06

Updated 5 февраля, 07:06

Пропаганда в подарок

5 декабря 2020, 08:20
Людмила Семенова
Сегодня даже детские рождественские сказки снимаются в соответствии с новыми идеологическими стандартами «Фабрики грез».

Тренды, заданные Голливудом в рамках идеологии политкорректности, становятся все более агрессивными. Цель вроде бы благородная — показать многообразие общества, привлечь внимание к проблемам меньшинств, привнести в массовую культуру новые веяния и краски. Но порой эти попытки вызывают раздражение из-за политической ангажированности, убивающей творчество. Фильмы, претендующие на актуальность, часто не имеют никакой художественной ценности и неспособны обеспечить зрителю хотя бы приятный досуг.

Конечно, мало кто питает иллюзии, что в современном мире остались какие-то сферы «вне политики», будь то спорт или искусство. Но во взрослые игры активно втягивают даже детское кино.

За короткое время на экраны вышло сразу несколько «политкорректных» фильмов для детей — фэнтези «Ведьмы» Роберта Земекиса, мюзикл «Мистер Джангл и рождественское путешествие» Дэвида Талберта и сказка с оттенком драмы «Питер Пэн и Алиса в стране чудес» Бренда Чепмена. Во всех трех картинах главные роли отданы темнокожим актерам, а от чрезмерно красочного визуального ряда буквально режет глаза. При этом многие зрители отмечают отсутствие динамики и живых, ярких героев, которое авторы пытаются компенсировать за счет модных тенденций.

«Мистер Джангл» рассказывает о гениальном игрушечном мастере, которого предал и обокрал ученик, из-за чего герой опускает руки, перестает творить и теряет семью. Много лет спустя внучка вдохновляет старика на новое изобретение и фактически возвращает его к жизни. Сюжет банален и несколько затянут, но для рождественской сказки это простительно: она — такой же недолговечный атрибут праздника, как елка и сувениры с символом года.

Несмотря на зимнюю атмосферу, картина написана очень сочными красками, а для саундтрека выбран бравурный джаз. Актеры, играющие деда, внучку и особенно колоритную горожанку, которая симпатизирует главному герою, сами по себе вполне органичны. Но складывается ощущение, что их поместили в неподходящие декорации.

Фильм снят с налетом парадного ретро, отсылающего к эпохе, которой соответствуют совсем другие жанры, а не те, в которых темнокожие артисты смотрятся гармонично и блистательно. Действие происходит в американском городке, но почему-то возникают ассоциации с тихой старой Европой, в которой главные герои как-то теряются. А задача режиссера состоит именно в том, чтобы создать для персонажей «родную» среду и стилистику.

Подобное мы уже наблюдали в диснеевских адаптациях — кроме «Красавицы и Чудовища», есть менее известный фильм «Леди и Бродяга» 2019 года, где, сохранив общий антураж, зачем-то сделали хозяйку главной героини мулаткой.

Другая премьера — «Питер Пэн и Алиса в стране чудес» — оставляет еще более странное впечатление. Ее создатели попытались слить воедино две сказки с глубоким психологическим подтекстом и житейскую драму. Герои Льюиса Кэрролла и Джеймса Барри стали сестрой и братом, роль их матери сыграла Анджелина Джоли, а роль отца — британский актер нигерийского происхождения Дэвид Ойелоуо. В фильме указано, что этот брак был мезальянсом, нежелательным для семьи героини, но кроме этого смена цвета кожи главных героев ничем не мотивирована.

Ничего не осталось и от изначальной концепции сказочных первоисточников, в том числе из-за претензии на драматизм и трагичность. К примеру, мальчик Питер заявляет, что «вырос из того, чтобы верить в сказки», и сознает свою ответственность перед попавшей в беду семьей. В таком контексте отсылки к истории сказочного Пэна, который придерживался в точности противоположных взглядов, выглядят неуместными.

Возникает вопрос: зачем вообще в преддверии праздника нужны сказки, которые неспособны порадовать и увлечь ни детей, ни взрослых?

Если в Голливуде сейчас гонятся исключительно за количеством премьер, скроенных по «толерантному стандарту» и призванных угодить меньшинствам, это губительно скажется на культуре. Ведь стремление к политкорректности при низком качестве, пустоте и безыдейности продукта не принесет никакой общественной пользы.

Разумеется, показывать расовое и этническое многообразие необходимо — это дает огромный простор для исследования и фантазии. Люди должны знать, что мир не ограничен их средой обитания, что существуют народы, образ жизни и взгляды которых временами кажутся нам непостижимыми. И на эту тему есть немало хороших фильмов: «Прислуга» и «Вдали от рая» о сегрегации в США, «Лавинг» о запрете смешанных браков, «Белая масаи» о столкновении западной цивилизации и почти первобытного строя. А для детей по-прежнему хорош мультфильм «Принцесса и лягушка», в котором есть аутентичность атмосферы Нового Орлеана и симпатичные персонажи.

Но фильмы, которые сняты лишь для того, чтобы скомпенсировать «неполиткорректность» старых образцов кинематографа, часто не радуют глаз и не учат ничему разумному или доброму. Порой современные киноделы доходят до абсурда — как, например, в грядущем британском сериале про Анну Болейн. Такой напор может вызвать раздражение у здравомыслящего зрителя, в том числе и темнокожего, которому неприятно видеть каких-то ряженых марионеток вместо живых людей со своей индивидуальностью. И то, что примитивные поделки подают в заманчивой обертке новогоднего подарка, вдвойне нечестно и неприятно.

Людмила Семенова