Posted 31 декабря 2020,, 12:37

Published 31 декабря 2020,, 12:37

Modified 30 марта, 12:38

Updated 30 марта, 12:38

Итоги-2020: строить новое государство

31 декабря 2020, 12:37
Сегодня главный вопрос в том, кто придет вместо Путина и как эту смену осуществить бескровно.

Главное событие уходящего года — завершение эпохи постсоветской модернизации и введение режима неограниченной личной власти. Формально черту подвел плебисцит по поправкам в Конституцию. Это случилось 1 июля 2020 года. Началась новая эпоха.

Поэтому в 2020 году уже во всей полноте встали вопросы:
— о выработке новой Конституции и Учредительном собрании;
— о переходе от крайне неэффективного и отсталого госкапитализма к нормальной конкурентной рыночной экономике на основе неприкосновенной частной собственности, к экономике, которая будет повышать уровень жизни, а не обрекать на бедность миллионы людей;
— о новом федеративном устройстве;
— о принципиально другой внешней политике, создающей друзей, а не врагов по всему периметру границ.

Другими словами, события минувшего года подвели нас вплотную к выработке полноценной альтернативы тому тупику, в который нас завели продолжатели дела большевиков. И сегодня главный вопрос в том, КТО придет вместо Путина и КАК эту смену осуществить бескровно.

Пандемия

На фоне пандемии и вынужденных локдаунов в развитых странах мира на поддержку населения и бизнеса было выделено в течение этого года около 20% ВВП. В России эта цифра меньше 2%! К примеру, в США правительство выделило уже три пакета помощи населению, последний буквально на днях на сумму 900 млрд долларов. А в России президент лично объявил о выделении единовременной выплаты в 5 тыс. рублей на ребенка (до 8 лет). При этом весной власть, по сути, отказалась от предложенной полноценной программы поддержки экономики. В этой программе было указано, откуда взять средства: из Фонда национального благосостояния (на тот момент там было порядка 10 трлн рублей), из золотовалютных резервов (порядка 38 трлн рублей), с помощью перестройки бюджета. Но ничего этого сделано не было. Почему? Это жадность или глупость? Нет, это не жадность и не глупость. Это другая политика — политика конфронтации. Именно для конфронтации с Западом власть пытается сохранить деньги. То, что экономика падает, уровень жизни снижается, неважно. Важно, чтобы были средства на ВПК, на гонку вооружений.

Опять же согласно данным Росстата, численность населения России в этом году сократится на 352,5 тыс. человек. Эта цифра в десять раз больше, чем в 2019 году. Такой показатель наглядно демонстрирует, что люди в российской политической системе используются исключительно как ресурс, из которого власти стараются выжать все до конца.

Еще одним результатом пандемии в России стало то, что предельно непрозрачная и неподотчетная обществу власть воспользовалась ситуацией для введения новых средств контроля за населением (электронные пропуска, распознавание лиц, контроль за передвижением). Нет сомнений, что после пандемии слежка государства за гражданами продолжится. Поэтому уже сегодня в России необходимо незамедлительное создание Общественной комиссии по контролю за применением государством цифровых технологий.

Новая старая реальность

И это далеко не полный список. Вынесение таких решений и приговоров, принятие таких законов диктуются логикой режима неограниченной личной власти с целью ограждения корпоративного государства от граждан (тех самых граждан, которые платят налоги и содержат это государство). Эти неправовые меры направлены на подавление свободы как базовой ценности, на подавление активности, любых проявлений несогласия, на уничтожение представителей протестных настроений. В дальнейшем режим будет ужесточать давление на граждан, повышать уровень страха и расширять сферу применения репрессивного квазизаконодательства.

Беларусь и Нагорный Карабах

2020 год запомнится самыми массовыми в истории Беларуси протестами, а также новой войной в Нагорном Карабахе.

Белорусские протесты продемонстрировали не только героизм и самоотверженность сотен тысяч граждан небольшой европейской страны в борьбе против фальсификаций, лжи и лично против узурпировавшего власть Лукашенко, но и то, как белорусский режим, опираясь на Кремль, подавляет справедливое возмущение совершенно несоразмерной силой, избивает, калечит, применяет пытки, готов стрелять на поражение в безоружных людей. Своими действиями Лукашенко внес ясность для всего мира: он не только авторитарный узурпатор власти, но и международный преступник, ответственный за преступления против собственного народа.

За спиной Лукашенко стоит Москва, лукаво и коварно пресекающая малейшие стремления к суверенитету и жестко навязывающая свою политику в соседнем государстве. Минувший год убедительно показал: Россия всегда поддерживала и будет поддерживать любых диктаторов во имя расширения и укрепления своей сферы влияния. Сам Лукашенко никому в Москве не нужен, он даже раздражает. Однако сейчас Кремлю выгоден белорусский диктатор: он слаб, а значит, менее капризен и «дешев» (в смысле оказания экономической помощи). Да, Лукашенко будет продолжать давить граждан Беларуси, борющихся за свое человеческое достоинство. Однако Кремль мало волнуют воля и интересы людей в соседних государствах (как, впрочем, и в России), кардинальная цель — поглощение республики и ликвидация белорусской государственности. Все это хорошо известная советская политика ограниченного суверенитета, которая в 1956 году привела к кровавому подавлению восстания в Венгрии, а в 1968-м закончилась вторжением СССР в Чехословакию.

Нечто похожее можно было увидеть и в ситуации вокруг Нагорного Карабаха, когда Москва не захотела в самом начале остановить войну, хотя могла и обязана была это сделать. В итоге неудобное для Кремля армянское руководство было поставлено в исключительно уязвимое положение. Цель кремлевских политиков заключалась в том, чтобы предельно ослабить тех, кто пришел к власти в Армении по воле народа, но без согласия России. Как и в случае с Беларусью, в Нагорном Карабахе Москва еще раз показала, что стремится ликвидировать политическую субъектность соседей при полном безразличии к самим людям, будь то в Беларуси, Армении или Азербайджане.

Выборы в США

Реальный смысл выборов в США этого года заключается не в том, что Трамп проиграл, а демократы победили и теперь «все вернется на круги своя». Суть в том, что, не справившись с эпидемией коронавируса, бесталанный политик потерпел поражение, в то время как его партия существенно укрепила свои позиции во всех других ветвях власти. И это идеальная ситуация для способного правого националиста-популиста, который будет баллотироваться в президенты в 2024 году.

В оценке этой ситуации крайне важно не ошибиться: опасный предвестник фашизма — националистический популизм в форме «трампизма» — не остановлен, а лишь ждет перегруппировки для перехода в очередное наступление. Если новый лидер национал-популизма будет более уравновешенным и образованным, но менее неуклюжим и уязвимым, чем Трамп, то через четыре года у него будут неплохие шансы победить на выборах. В этом случае новый лидер национал-популистов будет куда более опасной фигурой, чем уходящий президент США.

Что касается перспектив российско-американских отношений, то Кремль абсолютно недвусмысленно дал понять, что Байдену в Москве не рады. В уходящем году Россия быстро двигалась в обратном направлении от нормализации отношений с Западом, изоляция нарастала. Однако маркером года в этом вопросе стали неспособность России предотвратить развал Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и отсутствие какого-либо продвижения в вопросе о продлении договора по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ-3), истекающего в начале будущего года. За годы правления Путина вся система договоров по ядерной безопасности, создававшаяся почти шесть десятилетий, оказалась разрушенной. Поэтому на повестке ближайших четырех лет должен стоять вопрос не о том, ухудшатся ли российско-американские отношения, а о том, как избежать большой, возможно, даже ядерной войны.