Posted 3 февраля 2021,, 20:55

Published 3 февраля 2021,, 20:55

Modified 5 февраля, 07:06

Updated 5 февраля, 07:06

Свободный взгляд из автозака

3 февраля 2021, 20:55
Николай Ульянов
С журналистами работают по-новому, креативно, но вряд ли это изменит ход истории.

Арест главного редактора «Медиазоны» Сергея Смирнова по притянутому за уши «составу преступления» — ноу-хау и новый этап в борьбе российской власти с независимыми СМИ. Идея гениальная — закрыть главного координатора редакции одного из наиболее политически раскованных изданий страны почти на месяц, как раз на время основных народных волнений по случаю «посадки» Алексея Навального. Если в редакции без него все и не развалится, то уж точно усложнится.

Такой же свежий подход к «защите государственной безопасности» наблюдался на не согласованных с властями, но мирных акциях протеста в последние дни. Когда журналистов, в том числе репортеров «Росбалта» в Москве, «вязали» и отправляли в автозаки под надуманным предлогом — якобы их пресс-карты и редакционные задания вызывали у росгвардейцев и омоновцев вопросы по части подлинности. Нашему корреспонденту при задержании 2 февраля в Москве «космонавт» так и сказал: я такие документы могу дома на принтере сделать.

Если не задумываться о том, чем этот блюститель закона занимается в свободное от работы время, раз так уверенно говорит о подделке подлинных документов, то вывод напрашивается простой: силовикам дали команду задерживать на акциях протеста журналистов, у которых все в порядке с документами, чтобы они не фотографировали и не снимали на видео факты беспредела со стороны сотрудников полиции при разгоне несогласных. Наши журналисты Алексей Волошинов и Станислав Корягин перед задержанием как раз снимали во вторник в Дмитровском переулке Москвы сцены 18+ с участием российских правоохранителей (надеюсь, это все-таки были не москвичи, а силовики-гастролеры, многие из которых в силу недалекого ума и слабого образования видят причину всех бед в зажравшихся жителях столицы). А как раз перед задержанием они снимали сцену, которая, думаю, войдет в анналы современной российской истории, — когда гвардеец-«космонавт» отоваривает пару раз дубинкой человека в жилете с надписью «Пресса» и камерой в руках, и тот падает, раскинув руки. Не сомневаюсь, что если бы в этот момент сцена попала на глаза пресс-секретарю президента РФ Дмитрию Пескову, он бы прокомментировал ее в уже ставшем для Кремля традиционном ключе: это было объективно оправданным действием. Почему? Да не важно, разве Песков объясняет в других случаях, почему? Потому что.

Одним словом, в отношениях власти и сотрудников СМИ (к каковым можно отнести и блогеров, которых за пределами нашей страны в развитых государствах давно называют «гражданскими журналистами») наступил некий новый этап — креативного затыкания рта. Прежде власть многократно обожглась на попытках примитивного давления — с помощью создания липовых уголовных дел, к которым можно пристегнуть опасных борзописцев, подбрасывания наркотиков, масштабных обысков в редакциях с выносом серверов и прочих незамысловатых приемчиков. Того, что бывший президент России Дмитрий Медведев, видимо, укладывал в понятие «кошмарить».

Сработает ли этот новый силовой креатив? Думается, не больше, чем предыдущие кавалеристские атаки. Пока власть упражнялась в годичном «закошмаривании» «Росбалта» из-за пресловутого мата по ссылкам в первой половине 2010-х годов, подрастало новое поколение свободных журналистов, с которыми сегодня Кремль, как Дон Кихот, снова «пошел на вы». Но ведь в это же время формируется очередное новое поколение свободных журналистов, те молодые ребята, которых вчера и на выходных под надуманными предлогами метелили дубинками кремлевские «космонавты» с запотевшими забралами и без родовых гербов на щитах. Совесть и юношеские азарт и максимализм — это залог того, что рано или поздно и нынешний очередной охранительный режим рухнет. Сам по себе, под всеобщее ликование масс, как в 1991-м.

Николай Ульянов