Posted 2 марта 2021,, 11:12

Published 2 марта 2021,, 11:12

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

«Достучаться до небес» для бедных

2 марта 2021, 11:12
Людмила Семенова
В России ценность жизни сильно занижена — и это отражается в отечественном кинематографе.

Бессодержательные и безвкусные фильмы, похоже, становятся новым трендом в российском медиапространстве. Не спасают ни актерская игра, ни попытки эксплуатировать вечные и актуальные темы.

Очередной такой пустышкой стал комедийно-приключенческий фильм «Родные», к созданию которого приложил руку Жора Крыжовников. Этот режиссер уже не впервые отрабатывает «семейную» тематику с конфликтом поколений и превратностями любви. Однако его свадебную дилогию «Горько!» и фильм «Самый лучший день» из-за обилия песен, гипертрофированной разнузданности персонажей и неправдоподобной слащавости в конце сложно воспринимать как житейские истории. Это скорее музыкальный театр абсурда, который каждый зритель волен воспринимать на свой вкус.

Новая картина, несмотря на смешанные чувства после просмотра, немного выбивается из этого ряда. «Родные» выглядят более жизненным фильмом — возможно, благодаря работе режиссера Ильи Аксенова или импровизации актеров.

По сюжету глава большого семейства (Сергей Бурунов) сообщает о своей неизлечимой болезни и мечте выступить на Грушинском фестивале. Поскольку дни героя, как он считает, на исходе, семья сразу же отправляется в путешествие, во время которого героям предстоит разобраться во многих краеугольных вопросах. Такой мрачный рефрен сразу сбавляет градус юмора и превращает картину в роуд-муви с налетом сатиры и психологизма.

Тем не менее Крыжовников как креативный продюсер привнес в проект все свои фирменные приемы — и грубый юмор, и демонстрацию специфических отношений между родственниками, и любовь к старым песням. В фильме звучат шлягеры разных лет: «Белые розы», «Плот», «Катманду», «Гуд бай, Америка», «Тополиный пух». При этом создатели «Родных» не особо пытались как-то обыграть ностальгические мотивы, просто спекулируя на проверенном годами душевном материале — видимо, за неимением нового. Присутствие в одной из главных ролей юной певицы Монеточки это только подчеркивает.

Впрочем, недобросовестностью в художественной части зрителя уже трудно удивить: отечественные киношники предпочитают создавать «быстрый» продукт в красивой обертке, не особо заботясь о его содержании.

А ведь тема быстротечности жизни очень многогранна и может стать основой для настоящего шедевра. Взять хотя бы культовый немецкий фильм «Достучаться до небес». В нем в путешествие отправляются случайные знакомые — товарищи по несчастью, о которых мы очень мало знаем. Их желания и приключения лишены всякой претенциозности, но вызывают у зрителя искреннее сопереживание.

В «Родных» же реальным намерением главного персонажа оказывается не выступление на слете бардов, а встреча с отцом (Сергей Шакуров), с которым он давно не общается. Попутно герой выясняет отношения с женой (Ирина Пегова) и детьми, один из которых намерен уехать за границу.

Межпоколенческий мотив придает хоть какой-то смысл бесконечной эксплуатации старых песен. Конфликт разворачивается не вокруг неразрешенных семейных проблем, а вокруг борьбы между старой и новой формацией, причем у Крыжовникова молодое поколение неизменно проигрывает. Какими нелепыми и жалкими показаны молодожены в «Горько!» с их планами на современную тематическую свадьбу! И неважно, что привычки и традиции предков ничуть не менее вульгарны и не несут никаких светлых эмоций и нравственных посылов: главное, что они проверены временем.

В «Родных» желание сына героя (Семен Трескунов) и его молодой супруги (Катерина Беккер) уехать на Запад тоже подается с сарказмом. По-видимому, еще очень много воды утечет, пока в России такой поступок будет считаться нормальной частью жизни, а не попранием идеалов. А ведь именно эти персонажи вышли по-настоящему обаятельными, в отличие от совершенно безликой роли Монеточки.

В целом актерская игра в этом фильме неплоха: Бурунов и Пегова органично вжились в роль среднестатистической пары со стажем, Трескунов и Уколова, с которыми Бурунов прежде работал в сериале «Ивановы-Ивановы», тоже смотрятся живо и убедительно. А вот представитель «старой школы» Шакуров на этом фоне проигрывает: его персонаж получился совершенно пустым и статичным.

То, что авторы решили сделать финал открытым, вызвало у зрителей неоднозначную реакцию: одни увидели в этом угрожающий намек на продолжение, другие — авторскую лень, а третьи — оригинальный и достойный уважения ход. Конечно, он привносит в картину определенную долю правдивости. Но нельзя сказать, что после просмотра начинаешь больше ценить жизнь — хотя именно это могло стать главной целью и смыслом проекта.

Людмила Семенова