Posted 20 марта 2021,, 08:23

Published 20 марта 2021,, 08:23

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Кого хотели напугать?

20 марта 2021, 08:23
Людмила Семенова
Почти все попытки снять психологический хоррор в России почему-то оборачиваются невнятным и однообразным трэшем.

Современная российская киноиндустрия оттачивает навыки обещать и заманивать, но реализация идей по-прежнему оставляет желать лучшего. Особенно это касается жанра ужасов. Эта ниша в России, в отличие от многих других стран, долгие годы была практически пустой, и сейчас ее пытаются заполнить. Реклама фильмов порой выходят интригующей, однако в итоге чаще всего получается очередная «русалка» или «Баба-Яга».

Одним из последних разочарований стал ужастик «Бывшая». Как отмечают любители жанра, в кои-то веки творение принадлежит не Святославу Подгаевскому, поставившему производство русского хоррора на поток, а Евгению Пузыревскому, который прежде не режиссировал таких крупных проектов. Однако в стиле и почерке не видно никакой разницы — видимо, и тут выбор сделан в пользу «верности традициям».

Аннотация «Бывшей» выглядела заманчивой: отношения молодой пары начинают разрушаться из-за прошлого, всплывающего в социальных сетях, а потом и жизнь героев оказывается в смертельной опасности. Сочетание проблемы существования в мессенджерах с вечными темами любви, ревности и недоверия — несомненно, очень хорошая база для создания психологического хоррора. Но, увы, в данном случае все эти качественные компоненты использовали только для нагнетания интриги, а конечный продукт оказался очередной неудобоваримой «страшилкой», которая не напугает даже малышей.

Старт задан вроде бы неплохо. Главный герой в юности показан характерным представителем «виртуальной» эпохи, которому важнее похвалиться в интернете вымышленными достижениями, чем жить полной жизнью и испытывать по-настоящему яркие эмоции. И через несколько лет, когда зритель уже видит его с невестой и друзьями, можно констатировать, что ничего не изменилось: им все так же важны «лайки, подписчики, комменты», а для селфи они автоматически делают счастливые лица, хотя вкус счастья им явно пока неведом.

Герой по имени Саша (Константин Белошапка) намерен сделать предложение любимой девушке Кате (Вера Кинчева). Однако всплывшее на его странице в соцсети фото с незнакомкой рушит эти благостные планы, а вскоре начинается цепь необъяснимых трагических событий. Только все они связаны не с демонами людских пороков и душевных недугов, как можно было ожидать, а с потусторонней силой, на которую неизменно делает ставку отечественный хоррор.

Собственно, любовь киноделов к самой примитивной форме этого жанра понятна: не нужно напрягаться — достаточно заполнить картину полутьмой и мраком, скримерами, ночными кошмарами, телами, которые незримая сила утаскивает из кадра или поднимает в воздух, кровавыми тайнами прошлого и магическими ритуалами (в «Бывшей» это нелепо исполненное венчание главных героев).

Сюжетный твист показывает, что история вовсе не о прошлых отношениях, а о том, к каким последствиям может привести бессмысленная виртуальная выходка, порожденная жизнью онлайн. Это тоже отменная идея, из которой мог родиться захватывающий и умный фильм, практически «Эффект бабочки» без элементов мистики и фантастики. Но и она, вероятно, показалась авторам чересчур энергозатратной.

В результате интерес к сюжету и героям после часа просмотра пропадает напрочь. В этом и состояла самая обидная неожиданность «Бывшей»: от фильмов Подгаевского по крайней мере давно знаешь, чего ожидать, а здесь были надежды на «свежую кровь».

Скудный замысел вполне могла бы спасти игра актеров, но и они не стремились проявлять хоть какие-то живые эмоции. Нет убедительности ни в их страхе перед опасностью, ни во взаимных чувствах, которые обозначены одной вялой откровенной сценой. А второстепенные персонажи вообще выглядят как тени.

Конечно, в российском хорроре бывают и удачные визуальные находки — даже беспросветная серость пейзажа, унылые городские ландшафты или виды на транспортную развязку порой попадают в настроение, подчеркивая чувство одиночества и беззащитности в большом мире. Но без качественной идеи и фабулы все это становится лишь пустым фоном.

Словом, в «Бывшей» не было показано ничего нового. Вполне возможно, что такая задача перед авторами и не стояла — мало ли чего там ожидали зрители. И все же обидно, что российские кинематографисты, несомненно имеющие творческий потенциал, не пробуют себя в многообразии хоррора и мистики.

Когда-то на американском телевидении вышел сериал «Мастера ужасов», состоящий из новелл от маститых режиссеров этого жанра. В нем каждая серия имела особый стиль, дух, направленность и целевую аудиторию. Но если такой проект сейчас попробуют снять в России, то можно с уверенностью предсказать, что получатся лишь мрачные, трясущиеся и скрипучие вариации историй о призраках и фольклорных персонажах.

Людмила Семенова