Posted 27 марта 2021,, 08:50

Published 27 марта 2021,, 08:50

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

За снегом не видно вершин

27 марта 2021, 08:50
Людмила Семенова
В современном мире фильмы про профессиональный спорт постепенно утрачивают актуальность.

Российские спортивные драмы и байопики производятся с особым трепетом — дает о себе знать советское наследие, когда на спорт возлагалась миссия по укреплению государственного престижа.

Вслед за картинами о победах прошлой эпохи «Легенда № 17» и «Движение вверх», а также фильмом «Стрельцов», на экраны вышла биографическая лента «Белый снег» — история жизни выдающейся лыжницы Елены Вяльбе. Она повествует о детстве спортсменки и ее первых шагах в сборной, а драматургической кульминацией становится чемпионат мира по лыжным гонкам 1997 года в Норвегии. Создатели фильма во главе с режиссером Николаем Хомерики постарались соблюдать историческую достоверность, и во многом им помогла сама Вяльбе. Однако сделало ли это картину живой и захватывающей?

Фильм начинается с того, как уже прославленная спортсменка (ее играет Ольга Лерман) общается с королем Норвегии и вспоминает всю свою жизнь. У Лены, девочки из Магадана, которую сыграла внучка Вяльбе — Ангелина, было непростое детство: семья, состоящая из матери (Анна Уколова), вынужденной тащить все на себе и вследствие этого ожесточенной, и более мягких бабушки с дедушкой. Впрочем, некоторые слова матери указывают на то, что ее родители в прошлом тоже обладали нелегким характером и только к внучке прониклись теплотой и снисходительностью. Это наверняка может найти отклик у многих зрителей.

Впоследствии Лена узнает подробности о своем отце, а также знакомится с тренером в исполнении Александра Устюгова. Он становится ее главным наставником в жизни. Перенеся многие невзгоды — тяжелые тренировки, перерыв в карьере из-за беременности и родов, семейный кризис, — героиня становится той самой Еленой Вяльбе, которую сейчас знает Россия.

Однако делая ставку на реалистичность и патриотизм, авторы фильма явно упустили что-то важное, имевшееся в той же «Легенде № 17», где концепция немного похожа — противостояние с другой спортивной державой, соблазн отказаться от родины ради мирового успеха и все сопутствующие трудности, знакомые любому спортсмену. Проблема фильмов, основанных на реальных событиях, в первую очередь состоит в отсутствии интриги: мы ведь и так знаем, что герой победит (а о проигравших снимать кино не любят). Поэтому нужен акцент на эмоциях, которые будут держать аудиторию в напряжении. Необходимо создать немного автономную от реальной фигуры личность, судьбу которой мы еще только постигаем, — и в этом состоит сущность настоящего искусства, а не сухой документалистики.

В «Белом снеге» героиня вызывает сопереживание только в первой части фильма: слова ее матери о том, что все в этой жизни надо заслужить (в том числе и любовь), и карательные методы воспитания кажутся излишне жестокими. К тому же, согласно фильму, мать продолжает считать Елену непутевой и после лыжных успехов.

Что же касается спортивной карьеры Вяльбе, то ее путь к триумфу показан хаотично и смято. Прессинг со стороны руководства — «не подвести страну и партию!» — вызывает скепсис, так как хорошо известно, чем в итоге обернулась верность всем этим идеалам. А хроника секундных показов церемоний награждения недостаточна для того, чтобы проникнуться гордостью. Кроме того, в фильме много лишних деталей, отвлекающих внимание. В частности, историю с отцом героини смело можно было бы убрать, а вот ее семейную жизнь с Урмасом Вяльбе, напротив, стоило бы раскрыть чуть лучше, показав Елену не только как спортсменку, но и как жену и мать.

В «Белом снеге» недостает того, что должно быть главным в фильме про спорт: адреналина и энергетики. Мало раскрыты отношения с товарищами по сборной, на соревнованиях излишний акцент делается на комментаторе (Александр Клюквин), хотя его прекрасного голоса для выразительности было бы более чем достаточно.

Единственный момент, когда драматизм набирает обороты, — это допинговый скандал в Норвегии, в котором замешана лыжница Ирина Макарова (ее сыграла Дарья Екамасова, а прототипом послужила Любовь Егорова). Но в итоге он тоже не пробуждает никаких чувств, как и речь Вяльбе перед состязаниями. Возможно, проблема в том, что к этому моменту смотреть уже становится откровенно скучно.

Актеры в основном вытягивают роли за счет харизмы и органичности. Хотя и от Надежды Маркиной, и от Федора Добронравова, которые играют бабушку и дедушку, и от Александра Устюгова можно ожидать большего. Ангелина Вяльбе в роли Лены Трубицыной откровенно переигрывает Ольгу Лерман — это явный успех фильма и не тот случай, когда стоит кивать на родственные связи.

Но общая проблема таких фильмов заключается в том, что они выглядят все более устаревшими. В современном обществе люди начинают сомневаться, что хорошие физические данные и тяжелый труд ради короткой карьеры и нескольких медалей (а многим не достается даже этого) имеют какое-то отношение к патриотизму и героизму. Сейчас спортсмены достигают успехов прежде всего для себя, и это ни в коем случае не повод для осуждения: просто разговоры о служении Родине тут неуместны.

Не добавляют энтузиазма российскому зрителю и травля России на международном спортивном поприще, а также неактуальность зрелищных видов спорта в период пандемии.

Словом, «Белый снег» отчасти слабоват в драматургическом плане, а отчасти — просто вышел не в самое удачное время.

Людмила Семенова