Posted 6 апреля 2021,, 13:10

Published 6 апреля 2021,, 13:10

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

«Хэппи-энд»: возбужденные и одурманенные

6 апреля 2021, 13:10
Людмила Семенова
Многие российские «провокационные» сериалы выглядят как полная порнография — в плохом смысле этого слова.

Российская массовая культура очень старается раскрепоститься и представлять низменную сторону человеческой жизни как нечто обыденное и неотъемлемое. Увы, пока эти попытки выглядят довольно жалко. Нецензурная брань и откровенные сцены становятся не органичной частью сюжета, а как будто его основой. Поэтому все недавние «выстрелившие» проекты, ориентированные строго на 18+, кажутся до боли похожими друг на друга.

Исключением можно назвать только сериал «Чики», где повествование должно быть так или иначе связано с сексом — ведь главные героини на этом зарабатывают. Но, как ни странно, именно там сделали ставку не на смакование трудовых будней проституток, а на историю и характеры.

В стартовавшем на днях сериале Happy End («Хэппи-энд») авторы попробовали рассмотреть новую сторону индустрии интимных услуг — мир Webcam. В отличие от «классической» порнографии, где нередко есть претензия на эстетику, а если говорить о литературной форме — то даже на психологизм, вебкам показывает все без изысков и прикрас.

Многим современным поклонникам порно просто наблюдать за возвратно-поступательными движениями на экране уже кажется скучным. Здесь работает тот же принцип, что и с обычными «мыльными» сериалами и книгами: рутины нам и в жизни хватает, покажите что-нибудь острое, захватывающее, щекочущее фантазию и заставляющее рефлексировать. Но все же в абсолютном большинстве контента с откровенно эротическим уклоном сюжеты максимально незамысловатые и ни о каком творчестве речь обычно не идет.

Авторы российских провокационных сериалов, типа «Содержанок», «Психа», «Полета» или Happy End, стараются усидеть на двух стульях: показать побольше «клубнички» (или максимально встроить ее в диалоги, как в «Психе») — и в то же время сделать акцент на какой-то злободневной теме и остром конфликте. Эта позиция удобна еще и тем, что всех, кому не понравится излишняя откровенность, можно будет упрекнуть в ханжестве и неумении видеть что-то по-настоящему глубокое.

В Happy-end, режиссером которого является Евгений Сангаджиев, замахнулись на тему наркоторговли, «шальных денег» — и попутно затронули вопрос родственного отчуждения. Конечно, не обошлось и без намека на так называемые «отношения», но назвать их близкими или серьезными язык не поворачивается.

Главные герои — Лера и Влад, которых играют Лена Тронина и Денис Власенко, — только-только переступили грань между подростковым возрастом и зрелостью. Физически они уже вполне готовы к взрослой жизни, морально и интеллектуально — явно нет. Над ними верховодит парень Леры Макс (Александр Горчилин), который занимается торговлей наркотиками. Молодежь совсем не заморачивается по поводу нравственного аспекта такого бизнеса. При этом первая серия не объясняет, что именно толкнуло их на этот путь. Возможно, позже ответ будет.

Пока же все выглядит как поиск адреналина, который предсказуемо заводит героев слишком далеко. Чтобы выручить Макса, которого поймала полиция, Лера с помощью Влада пробует себя в качестве webcam-модели — и стремительный заработок увлекает ее, как и пикантность процесса.

Сериал с первых же минут шокирует крайне откровенными кадрами, иллюстрирующими суровые будни порноиндустрии. То, что эта сфера далека от романтики и что даже самый грязный заработок со временем становится привычным делом, и так понятно любому адекватному человеку. Поэтому демонстрация всего, чем не принято светить перед посторонними людьми, выглядит не более чем эпатажем.

Персонажи, вроде как попавшие в трудную ситуацию, не вызывают никакого сочувствия — во-первых, они сами выбрали криминальный путь, а во-вторых, в их общении между собой не чувствуется ни любви, ни дружбы, ни заботы, ни ответственности. Достаточно посмотреть, какими словечками друг друга «ласково» называют Лера и Макс. Возможно, зрителя хотели натолкнуть на мысль, что истинные чувства выражаются не через словесную сентиментальную шелуху, а через что-то более значительное и витальное. Но ничего, подтверждающего эту версию, в кадре нет.

Сложно сказать, будет ли Happy Еnd пользоваться успехом у зрителя, как и другие проекты с перегибами в откровенности. Все-таки аудитория у нас еще довольно стеснительная, и если многие признают утилитарное значение порнографии, то считать ее частью искусства большинство явно не готовы.

Людмила Семенова