Posted 17 апреля 2021,, 09:21

Published 17 апреля 2021,, 09:21

Modified 1 февраля, 05:01

Updated 1 февраля, 05:01

Всем по фитнес-абонементу на счастье

17 апреля 2021, 09:21
Людмила Семенова
Российские комедии, в которых пытаются совместить злободневные темы и юмористический фон, на деле нередко оборачиваются набором несуразных сценок.

Российские комедийные фильмы в последние годы радуют количеством, но не многогранностью. Зрителю могут пообещать авантюру, романтику, сатиру или семейный фильм, но в итоге, как правило, получается невообразимый киномонстр «комедия унылая» — что совершенно непростительно для жанра. Все остальное — шутки на грани фола, нелогичность сюжета и даже шероховатости актерской игры — уже второстепенно. Если почитать отзывы почти к любой свежей комедии, чаще всего среди них будет встречаться характеристика «ничего, посмотреть можно». Зато рецензии на ту же премьеру обычно весьма прохладные, что неудивительно. Так или иначе, почти любой из этих фильмов, если только в нем не засветились селебрити первого эшелона, напрочь выветривается из головы через неделю.

Такая же судьба скорее всего ждет и новый комедийно-мелодраматический проект «Будь моим Кириллом», вышедший в прокат на прошлой неделе. Его основная проблема в том, что авторы попытались совместить злободневные обывательские тяготы с легким юмористическим фоном. Это в принципе непростая задача, а если то и другое подано блекло и неубедительно, фильм превратится в набор несуразных сценок — то плоских, то излишне претенциозных.

«Будь моим Кириллом» с полным правом можно назвать женской картиной. Сценаристка Анна Макаренкова — по совместительству креативный директор проекта — утверждает, что идея фильма во-многом основывается на ее личном опыте. А режиссером выступила Алла Елисеева, дебютирующая в полном метре

Сюжет повествует о молодой женщине Саше (Анастасия Евграфова), которая работает шеф-поваром, увлекается ЗОЖ, но ничем не может похвастать на личном фронте. К тому же выросла она в патриархальной семье, члены которой считают, что если женщина не замужем — то это позор и неприкаянность, а вовсе не свобода. В итоге героиня вынуждена придумать возлюбленного. Его прототип, тот самый Кирилл (Иван Мулин), существует в реальности, но их связывает только фитнес: он тренер Александры по бегу. Слоган его методики символичен: «Бежим от проблем».

Этим и начинает заниматься главная героиня, решившая все-таки воплотить свои выдумки в жизнь. Неожиданно к ней присоединяется муж ее сестры Павел (Виталийс Семеновс), которого настиг семейный и возрастной кризис: из супружеской жизни напрочь ушел интим. Момент, когда сексуальная неудовлетворенность героя достигает апогея и открывается на всеобщее обозрение, по-видимому, задумывался как пик драматургии и юмористической составляющей. Хотя улыбаться тут совершенно нечему.

Собственно, материал для фильма можно назвать интересным и фактурным, во всяком случае в драматической части. Проблема главной героини действительно понятна многим: давление со стороны семьи, общества и даже массовой культуры, продвигающей наличие «половинки» как признак счастливого и состоявшегося человека, может причинять сильную боль. Возможно, Саша и рада бы не торопить события, не подгонять себя под безразличного ей человека (а то, что истинный Кирилл вовсе не мужчина ее мечты, она понимает очень быстро) и жить интересной работой и увлечениями, но отгородиться от внешней среды невозможно. И в этот момент она узнает, что у других людей, давно состоящих в благополучном на вид браке, тоже есть проблемы. Это могло бы стать серьезным толчком в развитии персонажа: разбивается негативная иллюзия, что только у тебя одного все плохо. На самом деле другие люди не успешнее тебя, они просто не оглашают свои проблемы. И вот в этих новых обстоятельствах уже надо делать что-то со своей жизнью, не оглядываясь на то, что они скажут.

Но в фильме «Будь моим Кириллом» ставка сделана совершенно на другое, что и обеспечивает провал. Когда Саша и Павел начинают вместе «бежать от проблем», зрителю сразу становится ясно, к чему все это идет. Причем исключительно по воле авторов, а не исходя из их настоящего притяжения. Никакой так называемой «химии» между ними не ощущается. Кирилл в этом сюжетном повороте вообще теряется и остается безликим персонажем-функцией, а линия отношений Павла с женой оказывается скомкана, хотя и имела неплохой драматический потенциал. Подменять понятия и выдавать отсутствие секса в браке за причину отчуждения — очень распространенная житейская ошибка. На самом деле охлаждение в интиме — следствием уже существующей трещины. Или того, что люди изначально приняли что-то другое за любовь и желание соединить судьбы.

На деле же мы видим вяло «бегущий от проблем» сюжет о плывущих по течению героях, которые, если отбросить новые тенденции, не так уж молоды, чтобы откладывать жизнь на потом. И дело тут вовсе не в браке и детях, а в гармонии с самим собой, которой не просматривается ни у кого из персонажей.

Комедийный налет лишь окончательно добивает все хорошие ростки этой истории: она начинается с похоронных мотивов и ими же заканчивается, причем умершие члены семьи обозначены как какая-то бутафория, и о них никто по сути даже не скорбит. Результат походит на скверную и, главное, ненужную в данной картине попытку авторов пощеголять своей смелостью и откровенным подходом к табуированным темам.

В сухом остатке мы получили историю о современном обществе, в котором позднее взросление и прокрастинация становятся модными. И это не так уж смешно: ведь чаще всего волшебный «Кирилл», выдающий всем по порции счастья (в его качестве здесь выступают сами авторы), так и не придет.

Людмила Семенова