Posted 6 мая 2021,, 17:20

Published 6 мая 2021,, 17:20

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Российский режим обрел человеческое лицо

6 мая 2021, 17:20
Сергей Шелин
В действиях госмашины не осталось ничего формального и бесчувственного. Она теперь выражает только устремления руководящих особ.

Удивитесь ли вы, если за неодобрительный отзыв о генералиссимусе Сталине покарают по новому закону о распространении заведомо ложных сведений о ветеранах? Вот и я не удивлюсь. Верховный главнокомандующий несомненно был ветераном.

Формалисты, конечно, примутся объяснять, что этот закон про другое, что поводом к его изданию был один из процессов над Навальным и что для запрета критики Сталина понадобится какой-то отдельный акт. Однако каждый в душе понимает: провозглашать все новые предписания и ограничения будут непрерывно, но искать в них какие-то ясно сформулированные правила игры станет только очень наивный человек. Правил нет. За что захотят, за то и засудят.

Именно об этом и спешно, несмотря на выходные, внесенные в Госдуму законопроекты против навальнистов, а заодно и против тех, кто переводил им деньги, давал юридические советы, постил их материалы и т. п. Неопределенный круг людей — возможно, сотни тысяч — подводят если не под экстремизм, то под поражение в правах. Можно, опять-таки, разбирать это в формальной плоскости — указывать, например, на антиконституционность придания новым законам обратной силы или на расплывчатость и неюридичность языка этих актов. Но ведь в неюридичности как раз их суть.

Начальство вовсе не вводит новые правила, которые были бы обязательны в том числе и для него самого. Оно просто уведомляет подданных, что надумало часть из них объявить лишенцами, как в раннесоветские времена «нэпманов» и «кулаков», а кое-кого и посадить. Кого именно? А кого захочет. Дальше видно будет.

Нет больше бездушной бюрократической машины, загоняющей людей в прокрустово ложе своих формальностей. Теперь все неформально.

Суды еще существуют, но больше по инерции. Устаревшие процедуры уходят в прошлое, начиная с защиты. Дело адвоката Ивана Павлова, обвиненного в раскрытии тайны следствия, указывает направление движения. Если уж суд как учреждение пока не отменен, так пусть будет хотя бы тайным.

Непонятно, зачем остается парламент. Законы гораздо проще издавать без всяких титульных авторов, трехразовых «чтений» и нажиманий на кнопки. Возможно, тружеников парламента щадят за идеальную исполнительность. Никто ведь не скажет, что депутаты хоть в чем-то мешают реальной власти. Как и никчемная, хотя и прожорливая «системная оппозиция», все силы отдающая доказательству своей безвредности. Впрочем, смысл ее сохранения все равно вызывает у экспертов растущее недоумение.

За последние год–два так называемые институции перестали у нас использоваться даже в качестве политической мебели. Без утомительных формальностей и обязательных посредников государством управляет небольшая группа единомышленников во главе с вождем, всего несколько человек. Власть утратила прежнее свое бюрократическое лицо и обрела человеческое. Их лицо. А все официальные учреждения превратились в единообразные громкоговорители, транслирующие мысли, слова, устремления, опасения и обиды конкретной персоны.

Для автократических режимов, по крайней мере в больших и небедных державах, не похожих на банановые республики, уход в такой радикальный персонализм довольно необычен. Причину этого сдвига политологи объясняют снижением популярности властей, все большей сложностью каждого очередного продления правления Владимира Путина и растущей ненадежностью в глазах руководящей группировки любых механизмов общения со страной, кроме карательных.

Вероятно, так и есть. Но не меньшее значение имеет, видимо, и сама длительность нахождения наверху одного и того же замкнутого кружка, изолированного от действительности и всецело подчинившегося собственной мифологии. Любые их желания и порывы реализуются автоматически — независимо от того, полезны они им самим или нет.

Вот безобидный сравнительно пример. В эту среду зарегистрирован еще один законопроект, налагающий запрет на «публичное отождествление целей, решений и действий советского руководства, военного командования и военнослужащих с целями, решениями и действиями представителей нацистской Германии».

Одна из титульных его соавторов ссылается на негодование, вызванное у нее частью фразы в какой-то переводной книжке. Но прилагаемая пояснительная записка прямо гласит: «Законопроект подготовлен во исполнение подпункта „б“ пункта 2 перечня поручений президента Российской Федерации В.В.Путина по итогам заседания Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству… В соответствии с поручением, Государственной думе рекомендовано…» Любое поручение Владимира Путина, каким бы незначительным ни был повод, естественным порядком превращается в закон.

А в недавнем президентском послании было еще приказано переписать учебники истории, якобы умалчивающие о Сталинградской битве. И представьте, поиски выявили один учебник, где битва хоть и присутствует, но изложена не так подробно, как хотелось бы вождю. Это исправят.

Ну а другой важный представитель высшего круга, Николай Патрушев, в последние недели тоже не раз высказывался о далеком прошлом — например, о зловещей роли США в обеих мировых войнах или об Иване Грозном, оклеветанном западными хронистами за то, что «не признавал их политическое и моральное лидерство».

Вот такое у них хобби. Чрезвычайно интересуются историей. И по любому поводу имеют свои версии, которыми настойчиво делятся с народом и делают обязательными для всех, не замечая, что подданные этого интереса не разделяют. Да и номенклатура лишь притворяется слушающей, раскрыв рот.

А вот менее безобидная эпопея — продвижение «Спутника V» на мировую арену. В отличие от начальственных исторических изысканий, вакцина настоящая. Вдобавок, интерес вождя к ней огромен. А результаты, скажем так, неоднозначны. Скандал на скандале. В Словакии из-за перипетий со «Спутником» пало правительство. Бразильскому регулятору, приостановившему ввоз этой вакцины, российские учреждения грозят устроить «судебное разбирательство по делу о диффамации за умышленное распространение ложной и неточной информации». Не только Европейское лекарственное агентство (EMA), но и абсолютно лояльная к России ВОЗ не просто тянут с сертификацией «Спутника», но даже отказываются сообщить, когда это сделают.

Причина в том, что высшее наше начальство действует строго в своих координатах. Рекламирует «Спутник V» за границей точно в таком же стиле, что «Единую Россию» дома. И пробивает эту вакцину на внешние рынки, пользуясь давними своими бизнес-навыками, которые в 90-е считались у нас нормой, но в сегодняшнем мире вызывают оторопь.

А суперскандал с европейцами из-за обвинений во взрыве в чешской Врбетице — стопроцентный уже пример победы персональных амбиций и личных фантазмов над по-любому понятыми практическими интересами. Вместо испытанных способов замятия таких дел, вместо подпольного торга и продуманной публичной дипломатии — закатывание одной сцены за другой, бессмысленные удары по российским представительствам, составление нелепых списков недружественных стран. Словом, все, чтобы максимизировать трудности не только для своих подданных, но и для собственного круга.

Те, кого смущало безликое государство прежнего образца, могут теперь испробовать особенности режима с человеческим лицом.

Сергей Шелин