Posted 7 мая 2021,, 07:00

Published 7 мая 2021,, 07:00

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Проблема уже не в Навальном

7 мая 2021, 07:00
Елена Земскова
Требование сменяемости власти и любое участие Запада в российской внутренней политике становятся «красными линиями», к которым нельзя будет даже приближаться.

Депутатам Госдумы явно не до майских шашлыков — нынешний созыв палаты завершит свою работу уже через несколько недель, и за это время им надо успеть многое. Например, в очередной раз переписать правила игры на выборах, конечно же, в свою пользу.

Главную угрозу предстоящих выборов в Госдуму в лице сторонников Алексея Навального депутаты начали устранять еще в ноябре прошлого года. Как их только «не душили», но, оказывается, это еще не предел. На днях группа депутатов от разных фракций, судя по всему, с подачи президентской администрации, внесла в Госдуму новый законодательный пакет. На этот раз ударить решено не только по структурам Навального, но и Михаила Ходорковского, который, к слову, сразу после своего освобождения из тюрьмы выражал намерение не заниматься политикой.

Если коротко, законопроектами предусматривается запрет на участие в деятельности «нежелательных организаций» за пределами России, например, в виде прохождения обучения для гражданских активистов, а также поражение в избирательных правах для «причастных» к деятельности «экстремистских организаций». Последним запретят выдвигать свою кандидатуру на выборах в Госдуму в течение максимум пяти лет с момента занесения организации в число экстремистских.

При этом новым нормам предлагается придать обратную силу, они будут распространяться также и на тех, кто работал или имел дело с запрещенной организацией до вынесения соответствующего решения суда. Для учредителей и руководителей этот срок будет измеряться тремя годами, а для всех остальных составит один год.

Зарегистрированное в Великобритании движение «Открытая Россия» Ходорковского в 2017 году внесено Минюстом в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, ФБК Навального признан в России иностранным агентом в октябре 2019 года, а в скором времени, вероятнее всего, попадет и в реестр «экстремистов» — судебное заседание по этому вопросу назначено на 17 мая. Штабы Навального 30 апреля внесены Росфинмониторингом в перечень организаций, «в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму», причем 26 апреля московская городская прокуратура уже остановила их деятельность. Кроме того, 29 апреля стало известно, что Следственный комитет возбудил против Алексея Навального, Леонида Волкова и Ивана Жданова дело о создании НКО, посягающей на личность и права граждан.

Понятно, что эти действия, как и законопроекты, внесенные в первые дни мая в Госдуму, напрямую связаны с подготовкой к парламентским выборам и призваны расставить барьеры таким образом, чтобы, как говорится, «и мышь не проскочила». Точнее, теперь у властей появятся законные предлоги для отсева нежелательных кандидатов еще на этапе их регистрации в депутаты. И сделано это будет так, чтобы избежать массовых протестов, подобным тем, что случились на выборах в Мосгордуму в 2019 году. Недопуск же представителей несистемной оппозиции к выборам резко снижает и шансы на протесты на следующий день после голосования — видимо, этой логикой и руководствуются авторы законопроектов.

Примечательно, что создавать непреодолимые препятствия на выборах станут не только соратникам Навального, ранее изъявившем желание в них поучаствовать. Проблемы с регистрацией наверняка возникнут у всех популярных кандидатов, которые так или иначе демонстрировали ему свою поддержку. Причем не только выстраивали политическое взаимодействие или публично выражали солидарность, а, например, всего лишь пожертвовали несколько рублей или просто «лайкнули» крамольные посты в соцсетях.

Именно так следует интерпретировать нормы предлагаемых законопроектов, на основании которых власти теоретически смогут объявлять «причастными» к экстремистским организациям чуть ли не всех подряд. Многие эксперты уже заявили, что эти нормы противоречат не только Конституции, но и здравому смыслу. Впрочем, такие оценки никогда не смущали депутатов и они, судя по всему, управятся с этими проектами еще до конца весны.

Проблема в том, что дело явно не закончится разгромом структур Навального. Здесь стоит отметить, что создание пресловутого «политического концлагеря», о котором так любят порассуждать в связи с этим представители либеральной оппозиции, началось в России задолго до нынешнего обострения политической борьбы. Можно припомнить, как они радовались, например, запрету русских националистов в 2000-х годах, или фактически проигнорировали посадки «левых» активистов после протестов на Болотной. Теперь же, как говорится, в гости пришли и к ним.

Однако, независимо от отношения к Навальному, предлагаемые законы, пожалуй, самые потенциально опасные за все время работы нынешней Госдумы. Потому как создают неограниченные возможности признавать экстремистскими и лишать на этом основании права на участие в выборах любые политические организации, которые так или иначе откажутся продемонстрировать лояльность существующей власти.

Попытки добиться сменяемости власти и, что еще хуже, заручиться поддержкой на Западе, как в случае с Навальным, станут отныне теми «красными линиями» во внутренней политике, к которым нельзя будет даже приближаться.

Разрешена будет только так называемая конструктивная оппозиция, то есть та, которая не борется, а, скорее, имитирует борьбу за власть. Именно такая, которая сейчас и заседает в парламенте — для другой время еще не настало или уже ушло.

Елена Земскова