Posted 15 мая 2021,, 08:00

Published 15 мая 2021,, 08:00

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

«Пять с плюсом»: история о двоечниках по жизни

15 мая 2021, 08:00
Людмила Семенова
Инфантилизм может быть хорошим поводом для шуток — и очень плохим примером для подражания.

Качество современных российских сериалов настолько удручает, что лучом света кажутся проекты, которые хотя бы не вызывают отвращение. В то же время этот формат становится все более популярным и многие разглядели в нем золотую жилу. В том числе — социальная сеть «Одноклассники», которая к своему 15-летию подготовила ситком «Пять с плюсом».

Серии выходят еженедельно, и для подписчиков во время трансляции открыты чаты, в которых можно обсуждать персонажей и события, а также предугадывать развитие сюжета в опросах и викторинах. Никаких особых сюрпризов в сериале нет, а главный его плюс в том, что сеансы короткие и не успевают «загрузить» зрителя.

Режиссером и сценаристом проекта стала Дина Штурманова, до этого выступившая одним из соавторов «Интернов». Там юмор тоже нельзя назвать блистательным, но хотя бы сюжетная экспозиция богаче и, помимо отношений в молодежной среде, затрагивается медицинская тематика. Да и актеры старались играть.

«Пять с плюсом» сделан в первую очередь для рекламы соцсети. Незамысловатое действие происходит в ограниченном пространстве. Однако даже в таком легковесном формате можно разглядеть интересные приметы времени, а юмористическая подача может их подчеркнуть.

Завязка сериала такова: молодые люди Стас и Оля (Артем Цуканов и Лукерия Ильяшенко) намерены пожениться и поселяются в трехкомнатной квартире, которую им дарят родители Стаса. У «предков» для этого есть свои резоны — их собственная интимная жизнь не окончена и они хотят свободы. Такой реверанс в сторону старшего поколения можно занести авторам в актив, несмотря на пошлую подачу, — это редкий случай, когда героям «серебряного возраста» не отказывают в праве на сексуальную активность.

У молодежи вполне типичная ситуация: невеста хочет красивую свадьбу, но денег на нее нет, и пара решает сдать две комнаты в аренду. Так появляются новые персонажи: Витя (Дмитрий Ендальцев) — друг Оли, фрилансер и любитель свободного балийского воздуха, Лера (Юлия Франц) — приятельница Стаса, которая ждет ребенка, и Толик (Артем Ешкин), лелеющий надежды в отношении Леры, но пока рассчитывающий лишь на френдзону.

Дальше сюжету в принципе особо некуда двигаться, поэтому на помощь приходят проверенные временем и уже надоевшие гэги. Все герои по-своему нелепые и непутевые. Более-менее твердая жизненная позиция только у Оли — она работает и планирует семью, но при этом является наименее ярким и раскрытым персонажем. Остальные с успехом оттягивают на себя зрительское внимание, однако не вызывают симпатии. За исключением, пожалуй, Вити — актер смог внести хоть какую-то долю обаяния, а находка с его блогом «Будда на диване», в котором он каждую серию обращается к зрителю, дает немного разнообразия.

В первой половине сериала есть пара неплохих и даже злободневных шуток, которые подчеркивают инфантилизм героев (а ведь они далеко не студенты, и глупое поведение никак не добавляет им моложавости). Но вот преследовали ли авторы именно такую цель или просто думали, что это забавно и мило? Высказывания из серии «Это ребенка можно случайно завести, а собака — это осознанный выбор» или «Вы все тут живете по балийскому времени» прекрасно указывают на неумение и нежелание персонажей принимать решения и нести за них ответственность. Вот только ничего милого тут нет, поскольку в реальности великовозрастные чудаки обычно перекладывают результаты своих ошибок на других людей или сами всю жизнь пляшут под чужую дудку.

Не упустили авторы и возможности поиздеваться над феминизмом, который здесь представляет Лера, — героиня возмущается тем, что неработающие женщины, к которым относится и она, не имеют права на декретные выплаты. Как это связано с феминизмом, который вообще-то предполагает самостоятельность женщины, непонятно здравомыслящему зрителю: Лера, по сути, озвучивает точку зрения «девочки, которая не хочет ничего решать». Но в проекте, судя по всему, эта линия была нужна ради одной мужской шутки — мол, главное достоинство феминисток в том, что они пишут свои лозунги на груди.

Понятно, что искать глубокий смысл в развлекательном проекте «на час» занятие неблагодарное. Такой контент нужен лишь для расслабления мозгов. Остается только надеяться, что героев ситкома никто не станет воспринимать как пример для подражания — ведь их модель поведения чревата проблемами, с которыми будет не до веселья.

Людмила Семенова