Posted 13 июля 2021,, 13:55

Published 13 июля 2021,, 13:55

Modified 30 марта, 08:31

Updated 30 марта, 08:31

Как ученик Путина написал бы историю России

13 июля 2021, 13:55
Дмитрий Травин
Русские на протяжении столетий постоянно все заимствовали у более развитых народов — никакого «особого пути» у них не было.

Во вчерашней путинской статье «Об историческом единстве русских и украинцев» удивительным образом исчезает украинский народ. Все события, происходящие на Украине за долгие годы истории, подаются как следствие разнообразных интриг со стороны соседей. Придумали, мол, украинскую нацию поляки. Затем национальную идею подхватили австро-венгерские власти. Реализовали ее немцы на исходе Первой мировой войны. Свой вклад внесли позднее и русские большевики. А сегодня, по Путину, Украина вообще находится под внешним управлением.

От варягов до евреев

За минувшие сутки появилось немало критических комментариев к этой статье. Мы же ее здесь критиковать не будем, а, наоборот, попробуем применить путинский метод к решению новых задач. Если бы кто-то попытался по образцу статьи об Украине написать статью о России, то получилось бы примерно так (интересно, понравилась бы самому Владимиру Владимировичу эта интерпретация?):

«Русский народ не сумел, в отличие от других народов, создать собственное государство. Для этого ему пришлось на свою землю пригласить варягов, которые и навели там порядок. Древние русские верования были настолько примитивны, что князю Владимиру, происходившему из варягов, пришлось принять греческую православную веру. Но даже варяжского государства и греческой веры не хватило для того, чтобы устоять перед натиском монголов. Только переняв ордынскую тиранию, московские князья стали по-настоящему сильными для того, чтобы включиться в европейскую политику.

Впрочем, силы этой хватило лишь для победы над Ливонским орденом. Пришлось снова учиться у более развитых народов. Главными нашими учителями стали шведы, как отмечал Петр Великий. У шведов мы взяли опыт построения армии и бюрократическую систему, необходимую для решения фискальных задач. Однако русские люди не смогли стать хорошими офицерами и чиновниками. Поэтому Петр, а затем Екатерина Великая стали активно назначать на ведущие государственные и военные посты немцев. Да и в царях наших, начиная с Екатерины, текла в основном германская кровь. Только с помощью немцев удалось России добиться успеха в государственном строительстве. А тем временем итальянские архитекторы строили русским их прекрасную столицу Санкт-Петербург.

Собственных просветительских идей русские также не смогли породить, как и идей государственных или религиозных. Свободомыслие наши интеллектуалы одолжили у французов. Но даже с французскими идеями они сами не сумели совершить революцию, равную по значению французской. Настоящую революцию русским устроили евреи с помощью небольшого числа поляков и латышских стрелков. После чего грузин Сталин с помощью грузина Берии навел порядок и победил в великой войне. Но русские сами по себе были настолько слабы, что без Сталина поддались американским соблазнам и потеряли великую страну.

Вечная наша зависимость от иностранных соблазнов и стремление все заимствовать за рубежом давно уже возмущает русских националистов, основывающих свои теории особого пути России на германской концепции Sonderweg, разработанной еще в XIX веке. Даже сказать всему миру о том, что у него есть собственная культура, русский человек может, лишь используя зарубежные учебники».

Примерно так написал бы прилежный ученик Путина свое сочинение. Трудно придумать более примитивную трактовку истории России, но она целиком основана на путинской методологии исторического исследования, согласно которой нацию на Украине формировали любые иностранцы, но только не сам украинский народ.

Что будет, когда мы стряхнем лапшу с ушей

Когда я вкратце поделился этими ироничными мыслями в Facebook, мне многие стали всерьез писать, что так ведь и обстояло дело в реальности. У русских, мол, нет своей истории. Абсолютно все позаимствовано.

Здесь мы подходим к самому сложному моменту. Человек, уставший от кремлевской пропаганды, может быстро отряхнуть лапшу с ушей. Но есть опасность, что в этом случае взгляд на историю останется все равно искаженным — лишь знак переменится.

Для тех, кто думает, будто именно русская история выглядит цепью непрерывных заимствований, я мог бы рассказать в таком же ключе о судьбах большей части европейских народов. Обычно нас от подобного взгляда на мир удерживает лишь плохое знание тонкостей зарубежной истории, но мне приходилось по долгу службы многие годы разбираться в том, как модернизировались Англия и Германия, Швеция и Финляндия, Чехия и Хорватия… Роль иностранных заимствований во всех случаях была чрезвычайно велика. Причем касается это и опыта государственного строительства, и экономического развития, и формирования национализма. Даже историю Франции, которая, казалось бы, всегда была в Европе законодательницей мод, легко подать невзыскательному читателю как серию зарубежных влияний — сперва итальянских, позднее испанских и, наконец, английских.

Модернизация любого общества — это постоянные культурные заимствования. Если мы во главу угла поставим эту мысль, то не будем удивляться ни сложным поворотам российской истории, ни тому, какую большую роль в формировании украинского национализма играли соседние народы.

А вторая мысль, на которую следует обратить внимание, состоит в том, что «веселые исторические картинки», вроде той, что я нарисовал выше, всегда являются лишь примитивной схемой, за которой «прячется» множество событий реальной истории каждого народа. Создание государства, модернизация экономики, принятие веры, формирование нации и многое другое, происходящее с нами на протяжении столетий, представляют собой сложные процессы, в которых обязательно участвуют не только элиты (особенно иностранные), но и широкие слои населения, принимающие или не принимающие разные новшества. Вот эти широкие слои, о значении которых к месту и не к месту много лет трубили марксисты, Путин вообще потерял из виду, сосредоточившись исключительно на коварных интригах.

Дмитрий Травин