Posted 24 августа 2021,, 10:52

Published 24 августа 2021,, 10:52

Modified 30 марта, 08:28

Updated 30 марта, 08:28

«Проклятие Пиковой дамы»: неудачный продукт эпохи ремейков

24 августа 2021, 10:52
Людмила Семенова
Кинематограф становится все более вторичным. Причем это касается не только России, но и западных стран.

Критики и разборчивые зрители нередко упрекают российское кино во вторичности и бесконечной эксплуатации затасканных голливудских штампов. Однако на Западе тоже все чаще предпочитают идти по проторенному пути, а не искать свежие и смелые решения. Неожиданные идеи в основном встречаются в инди-культуре, о которой массовая аудитория почти ничего не знает. Мейнстрим же предпочитает не заморачиваться, поскольку ему и так чаще всего удается собрать кассу.

При этом порой на Западе обращают внимание на успешные российские проекты и даже снимают по ним ремейки. Пример тому — канадский фильм ужасов «Проклятие Пиковой дамы». В его основе — хоррор «Пиковая дама: Черный обряд», снятый режиссером Святославом Подгаевским, который выступил в качестве одного из сценаристов в канадском проекте.

Если учесть, что творение Подгаевского в свое время тоже подвергалось критике именно из-за заимствований, получилась забавная рекурсия «штампы в штампах». Канадцы сделали чистую копирку с фильма, который тоже по сути является копиркой с претензией на отсылки к аутентичному русскому фольклору. Сказочная тематика перенесена и в ремейк, однако сделано это так невнятно, что ее можно было бы заменить чем угодно.

Стоит отметить, что эксперимент в сотрудничестве с Россией стал для режиссера Патрика Уайта дебютом. Кроме того, канадский кинематограф вообще гораздо менее раскручен, чем, скажем, американский, поэтому мотивы создателей новой «Пиковой дамы» вполне понятны. И в том, чтобы начинать с ремейка, в принципе нет ничего плохого: это может стать прекрасным трамплином. Но результаты работы Уайта не вызывают оптимизма.

Во-первых, он в точности скопировал не только драматургию, но и изобразительные приемы, кое-где добавив западных клише — например, чернокожего героя убивают первым, хотя этот персонаж в исполнении Набила Рэджо был далеко не самым скучным. Повторяемость, кстати, доходит до того, что имена героев-подростков схожи с оригинальными. В остальном же все, так сказать, по ГОСТу: больше половины съемок проходит в темноте, тревожная атмосфера создается во основном за счет скримеров, спецэффекты выглядят откровенно дешевыми, используется прием «это был сон», к тому же монстр выглядит весьма посредственным и совсем не страшным.

Во-вторых, почти все герои крайне неинтересны, включая русского эмигранта в исполнении Дэниэла Кэша — по сюжету он сначала отказывается помогать подросткам, а затем соглашается. Такой типаж тоже не нов в фильмах ужасов, но в классике типа «Ночи страха» 1985 года и даже ремейка 2011-го он харизматичен и сыгран с изрядной долей иронии. Здесь же преувеличенная серьезность сводит актерскую игру на нет. Кроме того, герои почти все время странно невозмутимы: зритель вряд ли поверит, что они напуганы.

В-третьих, попытка нагнать мрачности через унылые пейзажи, похожие на российские спальные районы, монотонный звуковой ряд и странные, безэмоциональные взаимоотношения героев, в принципе имела потенциал. Но для его реализации нужна более интересная завязка, развитие истории и героев, необычные идеи и ходы. Ведь образ Пиковой Дамы в культуре очень интересен и многогранен: мощная отрицательная аура, черная магия, налет эротизма и черты «фам фаталь» — все это можно было бы прекрасно обыграть. Однако автор решил не усложнять.

Между тем, взрослому человеку вообще вряд ли может быть интересно наблюдать за подростковым пранкерством, съемками роликов для YouTube и предсказуемой драматургией: любопытство, контакт с темными силами и череда смертей. А в финале — непременный твист: зло вроде бы побеждено, но на самом деле нет. Правда, на последних минутах зрителя ждет небольшой сюрприз, однако темный экран и скучная история не располагают к тому, чтобы досмотреть фильм до конца. Зрителя нужно «зацепить» с самого начала — это одно из главных правил массовой культуры.

В общем, сам факт того, что российский фильм решили адаптировать на Западе, не может не радовать. Жаль, что в итоге получилась крайне проходная работа, которая может быть оправдана лишь неопытностью режиссера. Вполне возможно, что в дальнейшем Уайт снимет что-то неординарное и свое. Но «Проклятие Пиковой дамы» — явно не тот фильм, с которым он мог бы ярко дебютировать.

Людмила Семенова