Posted 3 ноября 2021,, 14:16

Published 3 ноября 2021,, 14:16

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Оксимирон: проработка травмы

3 ноября 2021, 14:16
Станиславский говорил, что надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве. Но, наверное, трудно эту максиму понять, когда ты такой классный, что хочется петь и танцевать.

Пару слов про Оксимирона (ну, вдруг кому не хватило).

Мне очень понравилась чужая реплика про последний трек. К сожалению, не помню автора и не воспроизведу дословно, но смысл примерно такой: тысячеликий герой Кэмпбелла, оказавшись в трудной ситуации, совершает подвиги, а не прорабатывает травмы.

Как все красивые мысли, она не предназначена для бездумного применения в быту, да и не сказать, что каждый должен быть героем — скорее, даже нет, не должен — ну и, разумеется, она не означает, что я, например, герой (тоже нет) или что вам не нужно прорабатывать травмы.

Это просто еще одна микротравма вам на проработку, ребят.

Второй момент, который меня смущает и который мне гораздо интереснее, честно говоря, заключается в том, что этот отважный трек вообще существует и, скорее всего, является предвестником нового альбома.

То есть, автор, по сути, продает нам даже не результат своей терапии, а кусочек процесса.

— Мужчина, вы что, пьяны?

— Да, так совпало.

Любой человек, разумеется, может делать, что хочет, и если кому-то это нравится — ну хорошо, почему нет.

Но мне лично (и я понимаю, что это исключительно моя личная проблема) хотелось бы, чтобы между лирическим героем и автором все же была некоторая дистанция. Мне бы хотелось, чтобы автор использовал свой внутренний дискомфорт для создания художественных произведений, а не использовал художественные приемы для описания того, как он покакал.

В этом тоже ничего плохого нет, особенно если тебе четыре или ты пишешь посты в «Фейсбуке», но все же.

Я обеими руками за искренность, но в музыке хочется немножко пост-продакшена, а не долгого занудного ответа на вопрос «как дела», особенно если его никто не задавал.

Вот взять Леонарда Коэна, например. Наверняка у него тоже было много проблем. Его кинул менеджер в какой-то момент и убежал со всеми деньгами. Или, не знаю, геморроидальные шишки, например, он был немолодой уже человек.

Знаете, сколько у Леонарда Коэна песен про геморроидальные шишки?

Столько же, сколько и про менеджера.

Ноль.

Потому что Леонард Коэн, простите, знал свое место. Он знал, что он дудочка, в которую дует Бог, и никого особо не волнует, что чувствует дудочка и подробности ее ипотеки.

Кроме того, мне кажется, что у него, да и у других мощных стариков, было чувство ответственности за тот образ, который он создал. Леонард Коэн как человек мог позволить себе прорабатывать травмы в терапии, но Леонард Коэн как образ — не мог себе позволить рассказывать об этом в песнях.

Также в песнях он не ходил в туалет, не ломал руки, не простужался и не чинил электропроводку. Не потому что это плохо, а потому что это ненужные, в общем-то, детали.

Господи, даже Джек Бауэр пять сезонов ни разу не ходил в туалет, хотя с ним происходили довольно страшные события все это время.

Станиславский про это сказал, конечно, короче и лучше: надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве.

Но, наверное, трудно эту максиму по-настоящему понять, когда ты такой классный, что хочется петь и танцевать о том, какой ты классный, а потом ты приходишь на терапию, и терапевт, в общем-то, говорит тебе то, что ты и так о себе думал с самого утра.

Мне, кстати, кажется, что это одна из самых опасных особенностей терапии. Я о терапии, честно говоря, знаю только понаслышке, но все, что я слышал, говорит о том, что терапевты обычно не подвергают сомнению ценность эго, а, наоборот, помогают его уберечь и укрепить.

Вот эти вот личные границы, вот это вот всё. Какие могут быть личные границы, когда тебя не существует. Понятно, что в быту они часто удобны, но зачем забивать на мелкий шрифт.

Возвращаясь к Оксимирону, поразительно в этом клипе даже не то, что повод для терапии был ничтожный (нет, не был, и пациенту, в любом случае, виднее), а то, что вся эта невероятная зацикленность на себе и только на себе, это не поза, не игра и не прием, а человек, кажется, действительно так чувствует. И больше никак.

В этом, повторюсь, ничего плохого нет. Но немножко пропадает объем, который я себе зачем-то вообразил.

Это примерно, как если бы мы узнали, что Лосяш это не нарисованный персонаж, а настоящее живое существо, а «Смешарики» это реалити-шоу.

Извините за спойлер. Также приношу извинения поклонникам Леонарда Коэна, терапевтам и людям, которые прорабатывают что-то там на терапии: несмотря на то, что ни меня, ни вас, по большому счету, как отдельных сущностей нет, если вам терапия помогает, я только рад.