Posted 11 ноября 2021,, 17:43

Published 11 ноября 2021,, 17:43

Modified 30 марта, 08:24

Updated 30 марта, 08:24

Власть наказывает россиян за собственное «ковидное» бездействие

11 ноября 2021, 17:43
Сергей Шелин
Народ дорого заплатил за начальственное равнодушие к эпидемии, а теперь будет страдать от попыток наверстать упущенное.

Государственная машина очнулась от полуторагодового сна и старается доказать, что не шутит. Законопроекты о QR-кодах для общественных мест и поездок, петербургский приказ всем пожилым вакцинироваться, угрозы Минздрава и надзорных ведомств начать шить уголовные дела антиваксерам — это новости последних двух–трех дней.

Честно говоря, я не ждал такой стремительности и не верил, что вакцинацию даже локально и в тестовом режиме объявят обязательной. Считал, что для начала все сведется к выборочным преследованиям антипрививочных агитаторов по образцу привычных начальственных гонений на оппозиционеров, оскорбителей чувств, журналистов и ученых. Но замах оказался больше ожидаемого.

По многим пунктам анонсированные властями мероприятия похожи на то, что уже внедрено в Европе. Особенно если не вникать в детали. Но багаж, с которым наше начальство входит в новую для себя борьбу с ковидом, совсем не такой, как в других странах.

За плечами у наших вождей две внезапно свернутых попытки что-то предпринять (весной прошлого года и летом нынешнего), полное бездействие во время страшной осенне-зимней волны 2020-го, когда умерли сотни тысяч, лживость статистики, скрывающей масштаб бедствия, и нелепые крики о «первой в мире вакцине» при неспособности наладить массовое прививание хотя бы на индийском уровне. А сегодня людям не стесняются навязывать, наряду со «Спутником», даже и «ЭпиВакКорону», продолжая запрещать и не признавать проверенные иностранные вакцины. Непрерывные зигзаги «ковидной» политики нашего режима сеют растерянность и озлобление.

Не говоря о том, что для него борьба с антипрививочниками — это атака на социально близких. Типичный российский конспиролог-антиваксер неотличим от среднестатистического участника казенных телешоу, посвященных разоблачению западных, украинских и оппозиционных заговоров.

Власти сами не верят собственной агитации, даже если она в порядке исключения опирается на факты. Для них правда — лишь одна из разновидностей лжи.

А вот ненаемный прививочник в глазах начальства — человек явно не «свой». Снабжать его аргументами нет никакого резона. Даже такой твердый сторонник вакцинации, как я, может доказывать только личным примером — тем, что весной привился, а на днях ревакцинировался. Но сослаться на статистику заболеваний и смертей среди привитых и непривитых не могу. У нас ее не собирают. Отрывочные цифры, которыми жонглируют чиновники, не монтируются друг с другом и выглядят липой. Приходится опираться на статотчеты из других стран, которые подтверждают, что люди со свежим иммунитетом, искусственным или естественным, тяжело заболевают в десятки раз реже, чем неболевшие и непривитые. Но каждый имеет право возразить, что это про «Пфайзер» и «Модерну», а не про «Спутник».

В самое последнее время в госагитации иногда прорываются живые нотки. Пошли, например, рапорты о почти поголовной вакцинации личного состава армии и флота, Совета Федерации и других наших учреждений. Хоть и не проверить, но это лучше, чем привычное пустословие. Однако если брать в целом, то с таким «ковидным» багажом, как у наших властей, невозможно убедить рядового гражданина привиться добровольно. Остаются только угрозы и наказания. Именно с их помощью все и будут делать.

Как и всякая наша казенная кампания, новейшая борьба с коронавирусом либо захлебнется и будет замята, либо пройдет с перегибами и головокружением от успехов. Причем без оглядки на законность и вообще на любые правила.

Ситуацию усугубляют еще и попытки высшего руководства отстраниться от этих непопулярных мероприятий. На последнем онлайновом «ковидном» совещании Владимир Путин выслушивал рапорты подчиненных, но сам ограничивался только советами. И об обязательности прививок объявил не он, а Татьяна Голикова: «Все граждане Российской Федерации, которые на сегодняшний день не имеют медицинского отвода от вакцинации, должны просто вакцинацию пройти». То, что это не случайная реплика, а установка, которая идет с самого верха, видим по эксперименту, начатому в Петербурге. Если получится — внедрят повсюду, если провалится — никто не виноват.

Постановление петербургского Роспотребнадзора, взявшего на себя авторство этого мероприятия, полностью выдает и технику, и инструменты кампании. Формально речь идет о тех предположительно шестистах–семистах тысячах непривитых петербуржцев в возрасте 60+, которым уже не рекомендовано, а прямо приказано вакцинироваться: первой дозой — за ближайший месяц, второй — за следующий. Но в практическом плане речь идет только о людях, где-то занятых: «Руководители организаций в срок до 15.12.2021 года должны организовать работу по вакцинации своих сотрудников, попадающих под данную категорию».

Как и применительно к другим группам россиян, будь то солдаты, продавцы или офисные клерки, вакцинацию организует не государственная машина, а учреждения и фирмы. Роль госвласти в том, чтобы заставить, оштрафовать, а если все равно не сделают — закрыть. Работающие пожилые должны будут привиться или уволиться, а неработающему большинству пенсионеров просто приказали командным голосом, не имея возможности наказать, но рассчитывая на послушание.

А внедрением QR-кодов граждане всех возрастов, не имеющие сертификатов или отмазок, потеряют доступ к развлекательным объектам, кафе, поездам, самолетам, но не к продуктовым магазинам, метро и аптекам. И вот эту отчаянную меру я бы одобрил — даже с пониманием, сколько проблем она всем создаст и как много будет потерпевших.

Но не поголовную административную вакцинацию огромной возрастной группы. Да, пожилые — главная мишень ковида. И конечно, любое общество должно хотеть, чтобы подавляющее большинство из них были привиты. Но не так же.

Среди пожилых, вопреки расхожему мифу, доля вакцинированных и сейчас выше, чем среди прочих. А причина того, что многие не привиты, не столько в предрассудках, сколько в бездарности властей. Нет поощрений за вакцинацию. Хотя ради никому не нужной «Единой России» деньги два месяца назад нашлись. Не налажен сколько-нибудь удобный порядок. Прививки на дому делаются, но их заказ — проблема вакцинируемых, а не государственных организаторов. А как быть теперь, при спросе, выросшем во много раз? Обычные прививочные пункты, если сотни тысяч граждан примут назначенные контрольные даты буквально, просто захлебнутся.

За полтора года начальственного бездействия страна заплатила восемьюстами тысяч умерших. Теперь, когда власти заметили, что происходит, за их способы борьбы с эпидемией тоже придется платить.

Однако скажу, что чиновничьи извращения не должны заслонять от нас того бедствия, которое происходит. Незачем верить казенным подсчетам. Но каждый петербуржец может зайти на портал, который создал биолог Алексей Куприянов, и увидеть, что число избыточных смертей в городе приближается к 40 тысячам. А каждый гражданин России может узнать цифры по стране и регионам, которые публикует демограф Алексей Ракша.

И прочтите, что пишет Галина Артеменко, петербургская журналистка, которая с первых дней эпидемии рассказывает о красных зонах: «Не представляю, каким образом в Петербурге смогут реализовать постановление об обязательных прививках. Да, это нарушает права и добровольность вакцинации, это пугает и озлобляет людей… Но завтра я опять пойду в красную зону. Всегда испытываю неловкость перед медиками, которых отрываю от работы, и неудобно перед пациентами, к которым пристаю с вопросами — к тем, кто говорить может. И тяжко в реанимации, когда видишь интубированных, в коме, стонущих и хрипящих неинтубированных… Я не знаю, как донести до людей, что надо решиться на вакцинацию, это шанс не умереть и не заболеть тяжело. Я понимаю, что не могу агитировать — я не медик и нельзя заставлять… Невозможно грустно мне сейчас».

Сергей Шелин