Posted 12 февраля 2022,, 08:24

Published 12 февраля 2022,, 08:24

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

«Номинация»: что осталось за кадром

12 февраля 2022, 08:24
Людмила Семенова
Сериал сестер Михалковых наглядно демонстрирует, что в российском кинобизнесе все еще хуже, чем кажется.

Представители самой известной кинематографической династии в России сняли проект, посвященный кинематографическим династиям, — и остается только гадать, была ли это тонкая самоирония, суровая драма или просто попытка обратить на себя внимание.

Речь о сериале «Номинация». Две главные роли в нем исполнили Анна и Надежда Михалковы, а последняя выступила еще и в качестве режиссера. Героини, как и исполнительницы, — сестры, а их мать играет Людмила Максакова, которая также происходит из известной артистической семьи.

Сюжет довольно прост: жена и дочери режиссера и драматурга Алексея Истомина после его смерти с трудом находят свое место в киноиндустрии. Нигде больше они чувствовать себя комфортно не способны, и не в силу особых талантов — просто так сложились обстоятельства. Истомин пользовался уважением у народа и коллег, теперь же членам его семьи предстоит самостоятельно отвечать за собственные судьбы.

Одна из дочерей Вера мечтает о яркой роли на Западе, ее сестра Татьяна хочет какого-то разнообразия помимо конвейерных сериалов, а мать, к которой перешла роль патриарха (на самом деле чисто декоративная), не может справиться с делами фонда имени покойного мужа. Благородная фамилия оказывается замешана в скандалах, к которым все три женщины в разной степени прикладывают руку. И своего рода спасением для каждой становится идея нового проекта по задумке отца.

В сериале очень много злободневных моментов, касающихся сути актерской профессии и тонкостей кинематографической кухни. Сложно возразить, когда одна из главных героинь в интервью-исповеди говорит такие вещи: «современное кино — не про талант, а про скорость» или «вкус у киноделов есть, только они смотрят одно, а делают другое». Да, абсолютное большинство проектов ставят на первое место яркость и динамичность, а не глубину мыслей и чувств. И чаще всего они пропитаны фальшью и псевдонаивным китчем, вызывающим лишь ироничную улыбку, — подобная реакция возникает, когда за «естественную красоту» пытаются выдать зафотошопленные образы «деревенских красавиц» с нюдовым макияжем.

Деревенская тематика фигурирует и в работе героинь «Номинации» (хотя Татьяна умудряется практически одновременно играть и в костюмно-историческом проекте, и в сериале про войну). Авторы весьма интересно и даже с каким-то задором показали закулисье съемочного процесса. Момент, когда эпическая сцена прерывается трелью мобильного телефона, вообще выглядит символичным, как и дискуссии сестер о творчестве, сдобренные «крепкими» выражениями.

Иными словами, одна из основных тем сериала — лицемерие в искусстве, культуре и вообще коммуникации в современном обществе. Героиня Максаковой, когда ей нужно, принимает облик матери, а в другой раз — генерального директора; в одной ипостаси она — вдова великого режиссера, которая бережет его наследие, в другой — холодная бизнес-леди (кадр с заказом венка онлайн прекрасно это иллюстрирует).

Понемногу проясняется, что память об Истомине на самом деле не так уж ценна для его семьи. Как и старая школа, к которой он принадлежал, не актуальна в нынешней российской культуре. Надо сказать, что разрыв между поколениями в «Номинации» показан очень ярко и гротескно, и символы «новой школы» производят весьма гнетущее впечатление. Абсурдность их подачи достигает апогея в эпизоде, когда спонсор проекта желает продвинуть на одну из ролей свою любовницу-мулатку. На резонное замечание режиссера, что действие происходит в старой русской деревне, он разражается пламенной и бесконечно смешной речью о расизме и шовинизме, а затем оставляет проект без средств. Вот и мрачная изнанка шоу-бизнеса: кто платит, тот делает что хочет.

Вторая тема, менее очевидная, — личностный кризис, который может быть связан и с возрастом, и с семейной жизнью, и с разочарованиями в карьере. Все три главные героини и многие второстепенные персонажи подвержены ему в той или иной степени. Кино в этом смысле может сослужить плохую службу: человек рискует затеряться между реальностью и вымышленным миром и проглядеть свою жизнь. Так и получается у героинь «Номинации», которые воспринимают друг друга как коллег по цеху, а не как родных людей. Нам не показывают, как они жили при отце семейства, но, очевидно, и в то время в их отношениях было много напускного и недосказанного.

Недосказанность остается и в финале сериала. И дело не в том, получится ли снять успешный и при этом искренний проект. Гораздо важнее — смогут ли героини наконец стать ближе друг к другу, наступив на горло собственным амбициям и гордыне. Режиссер не дает точного ответа на этот вопрос, и, конечно, хочется надеяться на лучшее — потому что персонажи благодаря стараниям актрис вышли живыми и не раздражающими. А с другой стороны, жизненный опыт упорно твердит, что обычно люди не признают своих ошибок даже на смертном одре — не то что на могиле родителей.

Еще один вопрос, оставшийся без ответа, — судьба поступающего во ВГИК глухонемого сына Татьяны (его играет Андрей Баков, сын Анны Михалковой). Мы так и не узнали, достигнет ли он чего-то в режиссерской професии — и какую роль в этом сыграет имя деда.

В целом никакого особого откровения в «Номинации» нет, хоть ее и создавали люди, которые лучше кого бы то ни было знают, что такое актерская династия и кумовство. Зрителю показали именно то, что он думал и ожидал увидеть. Но кто знает — может быть, реальность российского кинобизнеса настолько отвратительна, что правду о ней никто и никогда не расскажет.

Людмила Семенова