Posted 25 апреля 2022,, 12:34

Published 25 апреля 2022,, 12:34

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

«Конституционный бронежилет» для Назарбаева

25 апреля 2022, 12:34
Казахстанский народ остается советским по своей ментальности, и лишить его симулякра веры в сакральность вождя за одно-два поколения невозможно.

Статус первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева будет закреплен в конституции страны, сообщает информагентство «КазТАГ».

Существующего закона о первом президенте страны, очевидно, оказалось недостаточно, чтобы уберечь 81-летнего патриарха еще советского политбюро ЦК КПСС от нападок и обвинений в причастности к январским события в Казахстане, жертвой которых стали несколько сотен человек.

С другой стороны, надевание на Назарбаева «конституционного бронежилета» выглядит как результат компромисса между вторым президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым и обширной назарбаевской семьей, члены которой в значительной степени определяли политический курс страны и до недавнего времени контролировали чуть ли не всю казахстанскую экономику.

После «кровавого января» с первым было покончено, «семейные» были вычищены со всех политических позиций, дочь Даригу «ушли» напрочь из парламента, одного племянника — генерала нацбезопасности Кайрата Сатыбалды — арестовали по обвинению в «подрыве безопасности государства», второго — Самара Абиша — уволили с поста зампредседателя комитета нацбезопасности.

Труднее оказалось «распылить» близких к семье олигархов во главе с зятем первого президента Тимуром Кулибаевым. Им удалось консолидироваться и сегодня они они представляют серьезную фронду второму президенту. Попытка укрепить статус Назарбаева — это признание этой фронды.

Бывший премьер-министр Казахстана Акежан Кажегельдин считает попытку провокацией. Комментируя мне эту новость, он напомнил, что во время январских волнений на улицах и площадях звучало «Шал Кет!»(«Старик, уходи!») «Памятники Назарбаеву уже сносили, попытка переворота, кровь раненых и погибших на совести его самого и его родных! И теперь его статус закрепить в конституции?» — возмущается Кажегельдин.

«Пусть сначала соберут голоса в поддержку, проведут референдум, — говорит экс-премьер, — ведь этой поправки не будет в новой конституции, которую примут новые поколения казахстанцев, зачем позориться перед всем миром, где Назарбаев признан самым богатым и коррумпированным бывшим главой государства!»

Кажегельдин убежден, что предложенная поправка в конституцию нанесет непоправимый удар по Токаеву, она подорвет его шансы на переизбрание президентом и «придется фальсифицировать выборы».

Другой бывший член казахстанского руководства был лаконичен, реагируя на новость: «Восток!..»

Замечу, что в разгар январских волнений в Казахстане я не раз писал и говорил, что чем бы они ни закончились и какие бы обвинения ни были предъявлены Назарбаеву, нынешней власти страны придется сохранить его в качестве символа независимого Казахстана, как это сделали в Китае с Мао Цзедуном. Иначе придется признать неудачей создание современной казахстанской государственности. А значит — поколебать скрепы национальной идентичности, основой которой в отсутствие реальных демократических институций остается только вера если не в непогрешимость, то в хотя бы в придуманную сакральность вождя. Народ в стране остается все еще советским по своей ментальности не меньше, а может быть и больше, чем в России. И лишить его симулякра этой веры за одно-два поколения невозможно, какие бы аргументы ни приводились.

Напомню, что итогом развенчания культа личности Мао Цзедуна после кошмара устроенной им «культурной революции» в Китае стала, как известно, формула Дэн Сяопина: заслуги и ошибки Мао соотносятся в отношении 70 к 30. И тело китайского вождя не кремировали, как он завещал, а забальзамировали и поместили в специально построенный мавзолей. Огромный портрет Мао на площади Тяньаньмэнь в Пекине с тех пор является созидательным контрапунктом современного облика Китая.

Мао очень уважал Дэна. Назарбаев тоже тепло относился к Токаеву. Мы же помним, что его первым решением на посту президента стало переименование Астаны в Нур-Султан.

Да, да, Восток, не стройте иллюзий…