Posted 14 мая 2022,, 07:43

Published 14 мая 2022,, 07:43

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Приехали. Вопрос — куда и зачем

14 мая 2022, 07:43
Людмила Семенова
«Импортозамещение» в туризме даже на экране телевизора смотрится не очень привлекательно — не говоря уж о реальной жизни.

Россияне в последние годы вынуждены отказываться от многих привычных развлечений и удовольствий. Сначала ограничения накладывала пандемия, затронувшая весь мир, теперь же Россия оказалась под санкциями, которые грозят затянуться на годы.

Закрытие границ ударило по туризму, лишив целую индустрию доходов. Конечно, возможность путешествовать по миру и прежде была доступна далеко не всем жителям РФ, у многих даже не было загранпаспорта. Но москвичи и петербуржцы с удовольствием посещали Европу. А Финляндия, которая со дня на день может вступить в НАТО, гостеприимно встречала российских соседей, приехавших на уик-энд.

Люди весьма болезненно переносят лишения, поэтому сегодняшняя информационная политика во многом нацелена на то, чтобы смягчить удар, успокоить и предложить альтернативы.

Например, телеканал МУЗ-ТВ решил обратить внимание зрителей на внутренний туризм и запустил новое трэвел-шоу с лаконичным названием «Приехали». При всем его позитивном настрое, и тема, и название в свете текущих событий имеют какой-то зловещий оттенок.

Программа представляет собой большой тур по России, в который отправляется актер и шоумен Дмитрий Красилов (Пухляш). Аудитория знает его по проекту «Танцы на ТНТ» и сотрудничеству с группой Little Big. В стартовых выпусках ведущий посещает Бурятию, озеро Байкал и Якутию, а в дальнейшем канал обещает показать Тихий океан, столицы Дагестана, Татарстана и многое другое. Безусловно, с такой обширной географией потенциал программы велик — разнообразие природы, культуры и социальной жизни дает очень большое пространство для маневра.

К несомненным плюсам шоу стоит отнести красивую картинку и познавательную составляющую. «У нас в России — не где-то далеко, а вот здесь, на ладошке, оказывается, очень много необычных мест: начиная от Байкала, который мы увидели замерзшим — и это настоящая сказка, заканчивая различными якутскими шаманами, обрядами, которые тебя почистят, откроют дух и застелют белую дорогу для дальнейшей жизни. Я считаю, что „Приехали“ — это ценное авторское пособие и классное шоу», — поделился впечатлениями о съемках Дмитрий Красилов.

Программа построена по тому же принципу, что и многие другие проекты о путешествиях, — «В поисках приключений» с Михаилом Кожуховым, «Путешествия натуралиста» с Михаилом Ширвиндтом или «Мир наизнанку» с Дмитрием Комаровым. Экскурс в историю и быт посещаемого места, яркие локации, обучение ремеслам, знакомство с колоритными жителями, дегустация блюд местной кухни — все это способно создать у зрителя некую иллюзию присутствия.

Однако по первым трем выпускам «Приехали» приходится констатировать, что зрелище вышло немного скучноватым. Виды таинственных уголков России с суровой природой прекрасны сами по себе, но для интересного и динамичного шоу этого мало.

Нужно отдать должное харизме, добродушию и самоиронии Дмитрия Красилова, на котором, по сути, и держится весь проект. Своей любимой частью программы Пухляш назвал кулинарную: «Я открыл для себя столько блюд, о которых даже не знал, что существуют! Потому что попробовать лапу медведя — для меня что-то сверхъестественное…»

И все же «Приехали» явно не дотягивает до популярных аналогов. Возможно, потому что российский зритель хорошо знает нюансы внутреннего туризма. Многие регионы при внешней красоте отличаются плохими инфраструктурой и сервисом, неприветливостью местных жителей по отношению к обитателям столиц, проблемами с экологией.

Конечно, можно сослаться на то, что за границей, особенно в некоторых странах Африки, Азии и Южной Америки, тоже хватает разрухи и коррупции. Но туристов это касается в меньшей степени и они могут просто наслаждаться сказочными видами, греться на солнышке, пробовать экзотическую еду. С родной страной так не получается, и демонстрация местного колорита скорее не очаровывает, а вызывают скепсис. Особенно в нынешней крайне сложной ситуации.

На фоне международной изоляции, роста цен и апокалиптических прогнозов призыв путешествовать по России смотрится то ли как бессмысленное утешение, то ли как черный юмор. Кроме того, внутренний туризм никак не назовешь дешевым и комфортным. Среднестатистическому россиянину и близко не видать тех благ, которые предоставляются телеведущим. Раньше многие предпочитали ездить за границу именно потому, что соотношение цена-качество там было лучше, чем на родине, а вовсе не из-за отсутствия патриотизма.

В сухом остатке «Приехали» — это красивые декорации, добродушный, но заурядный юмор и явный идеологический посыл. Массовая культура, служащая государственным рупором, стремится показать «импортозамещение» по всем фронтам и внушить, что без многих материальных благ можно прекрасно прожить — «была бы душа». Вот только надолго ли хватит душевного порыва, если уровень жизни будет неуклонно падать?

Людмила Семенова