Posted 25 июня 2022,, 08:20

Published 25 июня 2022,, 08:20

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Летний нуар на Первом канале

25 июня 2022, 08:20
Людмила Семенова
Сериал «Заключение», несмотря на хорошую актерскую игру, оставляет ощущение какой-то разрозненности и эмоциональной недосказанности.

Довольно часто в фильмах «процедурного» жанра авторы стараются совместить остросюжетный детектив с житейским реализмом. Иногда подобная компиляция срабатывает, но нередко в попытке вытянуть две линии не получается толком довести до конца даже одну.

Недавний пример такого микса — детективный сериал «Заключение». Сочетание медицинской, криминальной и психологической тематики (в проекте немало внимания уделено семейным и социальным отношениям), а также известные актеры на экране выглядели заманчиво для массовой аудитории. Хотя все это уже неоднократно эксплуатировалось в других сериалах, как отечественного разлива, так и заимствованных у Запада.

Особенность «Заключения» в том, что здесь соединяются медицинский и юридический аспект в лице двух главных героев — талантливого хирурга Веры Елагиной (Виктория Исакова) и следователя Алексея Пахомова (Дмитрий Куличков). Их пути пересекаются, когда против Веры заводят уголовное дело за подложные рецепты на мощные анальгетики.

Героине грозит четыре года тюрьмы и запрет на профессиональную деятельность, но, видя ее талант и хладнокровие, Алексей предлагает ей должность судмедэксперта в Следственном комитете. Вера соглашается и начинает работать под надзором Пахомова, все больше привязываясь к нему по-человечески и раскрывая страшные тайны. Попутно у нее появляется шанс разобраться в собственной жизни.

Вид «альтернативного наказания», предложенный Вере, выглядит фантдопущением, и это вызвало вопросы у многих зрителей. Все же абдоминальная хирургия, которой она посвятила много лет, и судмедэкспертиза — совершенно разные сферы, и персонаж, одинаково одаренный в обеих, кажется не вполне правдоподобным. Но если принять за основу, что герои здесь немного архетипичны, а сюжет обладает долей условности и метафоричности, на натянутую завязку можно закрыть глаза.

Преступления, которые расследуют Пахомов и Вера, затрагивают множество социальных проблем и могут служить иллюстрациями к пособию по психиатрии. Здесь и грязный бизнес (в прямом и переносном смысле), и серийный маньяк, и наркотики, и проституция несовершеннолетних, и нелегальные мигранты…

Через клиническую картину смертей вскрываются гнойные язвы, как локальные — в рамках одной семьи, так и гораздо более масштабные. А порой условно «нормальные» люди выглядят страшнее психов и уголовников: женщину, похищенную маньяком, лишает шанса на спасение родная сестра; матери проще закрыть глаза на надругательство над ее ребенком, чем потерять «доброе имя» в обществе. В этом смысле видна достаточно глубокая и тонкая психологическая работа авторов.

Однако для того, чтобы проект получился действительно интересным и захватывающим, сегодня нужно нечто большее. Детективная концепция «Заключения» чем-то напоминает сериал «След» — не сюжетом или персонажами, а нуарной атмосферой, эмоциональной отстраненностью и тягой к неприглядным деталям, которыми зрителя уже сложно напугать или даже удивить. Но, в отличие от того же «Следа», новому сериалу недостает стилистической и драматургической целостности.

По словам режиссера Сергея Попова, «Заключение» — это история о сильной женщине: «тема в тренде». А продюсер Алексей Моисеев описал проект через неймиг: «Первый смысл названия — героиня выдает свое заключение по делу, и второй — ее реальное заключение. Есть даже третий смысл — на самом деле в процессе все больше и больше выясняется, не была ли та ее жизнь заключением».

Однако штрихи, которыми нарисована жизнь героини, слишком условны. Зрителю намекают, что ее перфекционизм и повышенная самоотдача на работе привели к разладу в семье, но толком «выслушать» другую сторону не получается — и дочь Веры, и бывший муж (Алексей Розин), ушедший к молодой медсестре, выглядят бледными и схематичными. И в процессе погружения в криминальные загадки о них вообще забываешь. Возможно, в этом и состояла часть задумки: показать, что на самой Вере потеря семьи не особенно отразилась, потому что там было попросту нечего терять. Но эта мысль не получила внятного разрешения, как и линия взаимоотношений героини со следователем. Интрига с возможным заражением ВИЧ гарантированно бьет по эмоциям, но и это в конечном счете выглядит манипулятивным ходом.

При этом актеров не за что упрекнуть: все играют профессионально и явно вовлечены в проект. Визуальная составляющая тоже получилась качественной и стильной, соответствующей общей безнадежной атмосфере повествования о неприкаянных людях по разные стороны закона и совести. И основной посыл — что нельзя жить только буквой закона и категориями «правильно/неправильно» — хорошо проработан в каждом отдельном детективном сюжете.

Но все вместе смотрится скорее разрозненным набором историй, не достигшим эмоциональной кульминации. Финал, с одной стороны, выглядит открытым, а с другой — вроде бы нам уже все сказали. Однако в нем все-таки есть несколько по-настоящему теплых и душевных моментов, поэтому он не вызывает сильного разочарования.

Людмила Семенова