Posted 20 августа 2022,, 07:55

Published 20 августа 2022,, 07:55

Modified 30 марта, 08:16

Updated 30 марта, 08:16

Приключения с привкусом агитки

20 августа 2022, 07:55
Людмила Семенова
Выросшее на голливудском и европейском кинематографе поколение вряд ли оценит отечественные проекты, снятые в воспитательных целях.

Фильм Олега Штрома «Нахимовцы» вроде бы снимался для молодежи — как приключенческая история с романтично-патриотическим уклоном. Однако по факту он скорее ориентирован на зрителей постарше, которые идеализируют собственную юность и не могут похвастаться яркой и наполненной жизнью в настоящем.

Выход на экраны планировался к 9 мая 2021 года, однако сроки были перенесены. Проект поддержало Министерство культуры России, а Министерство обороны и Нахимовское военно-морское училище предоставили площадки. Олег Штром с энтузиазмом возглавил съемочный процесс, так как сам происходит из морской семьи. Вроде бы, заявка и потенциал у фильма были серьезные, и с точки зрения картинки они реализованы на достойном уровне — съемки проводились в стенах Нахимовского училища, на современных кораблях Тихоокеанского флота во Владивостоке и в тех локациях Санкт-Петербурга, которые имеют непосредственное отношение к военно-морским достижениям России.

СМИ отмечают, что это первый проект, посвященный новому поколению ВМФ, после картины «Счастливого плавания», снятой в далеком 1949 году. Однако сможет ли он поднять престиж профессии в глазах молодого зрителя?

Концепция выстроена в соответствии именно с этой задачей: главные герои — братья-близнецы Семен и Тимофей (их играют дебютанты Даниил и Никита Ходуновы), сыновья морского офицера в исполнении Андрея Мерзликина. Отец ожидает, что дети пойдут по его стопам, но в реальности все оказывается намного сложнее — парни хотят легких денег и адреналина, а не дисциплины и труда. Они уже успели вкусить шальной жизни на грани с откровенным криминалом и не особо поддаются перевоспитанию. К тому же их мать не разделяет позиции мужа, переживая, что дети «не увидят ничего, кроме кубрика и моря».

Понемногу прослеживается параллель с другой патриотической лентой — «Мы из будущего», где молодые черные следопыты попадают в военное время и узнают истинную цену наград и подвигов. То, что они возвращаются домой в целости и сохранности, выглядит фантдопущением, но вполне вписывается в концепцию превращения в «настоящих мужчин». Эта же тема заложена в основе «Нахимовцев».

Отец, узнав, что сыновья забросили занятия английским, отправляет их в морское училище, где у них сразу не складываются отношения с другими кадетами, считающими их «блатными». Поначалу парни с презрением относятся к обязанности мыть полы, ждут помощи и поблажек, откровенно игнорируют правила и скучают по куда более интересной жизни «на воле». И это неудивительно: им слишком легко досталась возможность учиться в заведении, попасть в которое другие юноши мечтают.

Масла в огонь подливает и то, что герои увлечены одной и той же девушкой (Василиса Шакунова), которая нравится и еще одному кадету.

События развиваются по стандартному сценарию: новая среда и физическая усталость сперва угнетают новобранцев, но понемногу становятся все более привычными. Тем временем за стенами училища происходят весьма драматические события, связанные с сомнительными друзьями и занятиями братьев. Когда их ровесник оказывается на грани смерти, они не просто пересматривают прежние ценности, но и сплачиваются в команду с другими молодыми моряками…

Кульминация фильма совпадает с торжественным морским парадом, на фоне которого разворачивается настоящий экшен. Финал предрешен законами жанра, однако истинное становление героев как самостоятельных личностей с этого времени только начинается.

До момента, связанного с криминалом, фильм довольно скучно смотреть. Сопротивление братьев, не желающих принять ценности отца, показано как-то неконкретно, и в итоге они выглядят не конфликтными бунтарями, а плывущими по течению инфантилами. С психологической точки зрения это вполне правдоподобно, но не работает на поддержание интереса к происходящему на экране. Кроме того, никак не обыграно абсолютное сходство героев, которое они могли бы использовать с выгодой в своих приключениях.

Еще одним минусом стоит назвать довольно вялую игру всех актеров, кроме молодых моряков второго плана. Братья Ходуновы отметили, что чувствовали огромную ответственность во время съемок, а Андрей Мерзликин назвал фильм не только своевременным, но и необходимым. Однако в их исполнении совсем не чувствуется харизмы и энтузиазма, будто актеры всецело положились на патриотический сюжет и красивые декорации. В реальности же главная ответственность всегда на исполнителях, которые воплощают идею проекта в жизнь.

В итоге получилась картина, которая скорее похожа на формальный и мимолетный знак уважения к отечественному флоту. А фильм для молодежи хорош только тогда, когда он дарит некую вдохновляющую идею, закрепляющуюся в умах всерьез и надолго.

Людмила Семенова