Posted 21 сентября 2022,, 21:01

Published 21 сентября 2022,, 21:01

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Был ли Циолковский первым русским фашистом?

21 сентября 2022, 21:01
Сергей Лесков
Разобраться в критике и отделить ее от мифов — самое важное, что можно сделать для анализа наследия великого ученого.

Слово «фашист» стало распространенным ругательством. Казалось бы, фашизм давно разгромили, провели Нюрнбергский процесс, в законодательстве всех развитых стран предусмотрены жесткие наказания за неонацизм. Но вот, надо же, нынешний президент США называет бывшего президента США «фашистом». В ходе военной операции на Украине инвективы подобного рода стали общим местом и находят частое подтверждение. Среди молодежи во многих странах популярной становится фашистская символика, а в Европе силу набирают правые партии, в программах которых нетрудно найти элементы, сходные с теми, что в 1930-х годах привели к власти в Германии национал-социалистов.

В сентябре исполнилось 165 лет со дня рождения Циолковского. Калужский учитель известен как первый теоретик космонавтики, труды которого позвали Сергея Королева и его сподвижников в космос. Имя Циолковского находится на почетном месте в отечественном пантеоне. О Циолковском принято говорить исключительно в восторженных тонах. В честь Циолковского назван город на Дальнем Востоке, рядом с новым космодромом «Восточный». Его имя носят крупные институты, построены сотни памятников, а в кино его сыграл великий актер Иннокентий Смоктуновский. Наконец, признаюсь, что в глубоком детстве я жил на улице Циолковского, и это было прекрасное время.

Однако именно Циолковского некоторые исследователи его научного наследия называют первым русским фашистом. За что? Ради красного словца, так называемого хайпа и вящей саморекламы? Надо признать, основания для обличений можно отыскать в философских трудах, которые Циолковский издавал на собственные средства. Откуда средства в голодные годы? В 1921 году по ходатайству калужских кавалеристов Ленин выделил калужскому учителю пенсию в ряду с другими интеллектуалами, которые должны были занять место формировавшейся команды «философского парохода». Конечно, трудов Циолковского вождь не читал, иначе бы с полуслова увидел, что разоблаченные им эмпириокритицизм и неокантианство — невинный лепет по сравнению с прозрениями пригретого властью мечтателя из Калуги.

Циолковский вошел в советскую мифологию, которую создавали в 1930-х годах, в компании с папанинцами и челюскинцами, шахтером Стахановым, «лучшим и талантливейшим» (по определению Сталина) поэтом Маяковским, писателем Островским, летчиком Чкаловым, спортсменами братьями Знаменскими. Эпоха восторженно запевала «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых». И не беда, что главным советским ученым был объявлен Циолковский, который даже школу не закончил и от формул которого цепенели профессора. (Циолковский в пух и прах разнес теорию относительности Эйнштейна.) Однако отказ от мифа не означает, что миф не был построен на фундаменте. Разобраться в критике — самое важное, что можно сделать для анализа наследия ученого.

Циолковский писал об идеальном мироустройстве в отдаленном будущем. Он многократно повторяет мысль о невозможности какого-либо насилия, недопустимости бить людей, калечить, убивать. Он вывел «Закон милосердия», который с позиций современной морали выглядит совсем немилосердно.

Не менее важной задачей для человечества, чем покорение космоса, Циолковский считал «разведение совершенных пород людей». В каждом городе надо найти лучших людей, поселить в общественном доме, где под контролем мудрого председателя будет обеспечен процесс деторождения. Чем выше степень совершенства — тем чаще можно вступать в сношения. Элитные мужчины смогут оплодотворить по тысяче женщин. Лучшие особи будут продвинуты выше, в руководящие структуры, где тоже своя селекция. Тем, кто отбракован и остался за порогом, деторождение воспрещено, что можно сделать «безболезненно». Циолковский был уверен, что по такому принципу построено общество в развитых солнечных системах и эфирных островах.

Не надо прятаться от неудобной правды. Циолковский предлагал окружить заботой, но ограничить размножение «несовершенных существ — насильников, калек, слабоумных, несознательных». В отсев попадали и низшие расы, которые Циолковский называл «папуасами». Кстати, в будущем, так он считал, человечеству не понадобятся ни дикие, ни домашние животные, которые будут исключены из земного биоценоза.

С точки зрения современной толерантности и морали все это ни в какие ворота не лезет. Однако прожекты Циолковского укладывались в рамки популярной в начале XX века евгеники. В Москве на Сивцевом Вражке в Институте экспериментальной биологии работами по созданию советского сверхчеловека руководил академик Николай Кольцов, именем которого в России назван академический институт. Одна из идей состояла в передаче плазмы Ленина, взятой в Мавзолее, здоровым женщинам. Работавший в СССР будущий Нобелевский лауреат американец Герман Меллер предлагал Сталину осеменять советских женщин спермой выдающихся советских лидеров. В США еще в 1950-е годы стерилизация «социально вредных элементов» во многих штатах была обыкновенной практикой. Циолковский шел в русле передовых для своего времени изысканий и, как говорится, не был святее папы римского.

Сегодня ясно: это ошибочный путь науки, который не отвечает нормам морали. Но у Ньютона тоже были ошибки, да еще какие! Философские труды Циолковского — не столько наука, скорее — социальная утопия. С таким же основанием можно обвинить в фашизме многих социальных утопистов — Томаса Мора, Томазо Кампанеллу, Роберта Оуэна, Шарля Фурье. Так же нелепо возлагать вину за идеологию фашизма на Фридриха Ницше и Мартина Хайдеггера.

Об ученом надо судить не по его заблуждениям, а по его достижениям. Скромный учитель из Калуги открыл дорогу к новому виду человеческой деятельности, значение которой постоянно возрастает. Таких людей принято называть культуртрегерами, их в истории человечества наперечет. Доминанта философии Циолковского — отрицание насилия в любой форме и милосердие даже к преступникам. Создание идеального человека необходимо в преддверии неминуемой встречи с братьями по разуму, чтобы соответствовать вызову, обеспечить нравственную чистоту и не ударить в грязь лицом.

В наши сложные времена необходимо напомнить, что Циолковский неоднократно и бурно протестовал против использования ракет в военных целях. Ясное дело — мечтатель. Но никак не фашист.

Сергей Лесков