Бизнес - все новости
31 октября 2007, 15:52

МЭРТ: Инфляция в РФ в октябре может составить 1,2-1,6%

МОСКВА, 31 октября. Инфляция в России в октябре 2007 года может составить 1,2-1,6% (против 0,3% в октябре 2006 года), за 10 месяцев текущего года — 8,8-9,1%. Такой прогноз содержится в подготовленном Минэкономразвития РФ «мониторинге о текущей ситуации в экономике Российской Федерации в январе-сентябре 2007 года».

Как отмечают в МЭРТ, в сентябре 2007 года инфляция на потребительском рынке составила 0,8%, что является «самым высоким показателем для данного месяца с 2001 года». Базовая инфляция (очищенная от сезонных колебаний) в сентябре повысилась до 1,6%, тогда как с 2003 года ее ежемесячный прирост (для этого месяца) не поднимался выше 1,2%.

За январь-сентябрь 2007 года, по данным МЭРТ, инфляция на потребительском рынке составила 7,5% против 7,2% год назад. «При этом последние шесть месяцев характеризуются заметным (примерно двукратным) ускорением инфляции по сравнению с предшествующим годом. Во II квартале прирост цен составил 2,2% против 1,1% год назад, в III квартале – 1,8% против 1%. В сентябре темпы повысились до 0,8%, а за период 1-15 октября прирост цен, по предварительным данным, составил 0,9%. Таким образом, с начала года по 15 октября инфляция достигла 8,5% (год назад – 7,3 процента)», - отмечается в мониторинге.

Как полагают в министерстве, ускорение темпов инфляции, наблюдаемое с апреля 2007 года, в основном связано с опережающим ростом цен на продовольственные товары. В конце сентября - начале октября произошел резкий скачок цен на ряд основных продуктов питания – рост в 1,2-1,4 раза: молоко и молочная продукция, масло сливочное, сыры, подсолнечное масло, яйца. В итоге, за январь-сентябрь текущего года цены на продовольственные товары выросли на 8,1%, что в 1,2 раза выше, чем год назад (6,7%), тогда как в I квартале отставание составляло 2,4 раза.

Как указывается в мониторинге, ускорение инфляции обусловлено действием следующих основных факторов:

- образование дефицита продукции на отдельных рынках продовольственных товаров (молоко и молочная продукция, сливочное масло, сыр) вследствие резкого сокращения импорта, а также увеличения экспорта (масло подсолнечное) вследствие благоприятной конъюнктуры на мировых рынках и падения коммерческой привлекательности внутреннего производства из-за снижения реальных цен за последние три года более чем на 25%; а также низких темпов роста отечественного производства, в том числе из-за низкой рентабельности или убыточности производства ряда товаров (масла сливочного, сыра);

- влияние роста мировых цен на зерно и продовольствие на цены внутреннего рынка (молоко и молочная продукция, пшеница и ячмень, подсолнечное масло) и ослабление конкуренции со стороны импорта;

- быстрый рост денежных доходов населения, и особенно заработной платы - в номинальном выражении, соответственно на 21,7% и 25,7% (январь-сентябрь 2007 года к соответствующему периоду 2006 года), ведущий к росту платежеспособности населения, особенно с низким уровнем доходов (что поддерживает платежеспособный спрос на продукты);

- низкая склонность населения к сбережениям вследствие отрицательной доходности наиболее популярных сберегательных институтов (депозиты, валюта) и недоступности вложений в недвижимость для основной части населения из-за невысокого уровня доходов (среднемесячная заработная плата эквивалентна 3,5 прожиточным минимумам, а 70% населения имеют среднедушевые доходы на уровне среднемесячной зарплаты, составляющей менее 14 тыс. рублей);

- высокий рост денежной массы (за 8 месяцев 2007 года рост М2 на 24%, МО - на 13,8%, а за годовой период – соответственно на 49,8% и 34,8%) вследствие роста спроса на деньги, влияние которого на инфляцию проявляется с временным лагом от 4 до 6 месяцев. В IV квартале ожидается снижение темпов роста денежных показателей (по итогам года рост М2 составит 42-46%), однако это даст эффект на снижение темпов инфляции в 2008 году.

В Минэкономразвития констатируют, что «влияние монетарных факторов на ускорение инфляции в последние два месяца ограничено. Об этом свидетельствует, прежде всего, относительно низкая динамика цен на непродовольственные товары и высококачественные дорогие продукты, наиболее чувствительных к расширению спроса и денежного предложения», - говорится в мониторинге.

Так, за январь-сентябрь 2007 года темпы роста цен на непродовольственные товары были ниже соответствующих показателей прошлого года - 4% против 4,3% год назад. Тарифы на платные услуги населению выросли с начала года на 11,6% (12%), из них прирост тарифов на оплату услуг, оказываемых организациями ЖКХ населению, составил 13,3% (при установленном предельном повышении на 15%).

В МЭРТ подчеркивают, что для сдерживания роста цен на продовольствие приняты или находятся в стадии подготовки дополнительные меры, направленные на стабилизацию поставок основных продовольственных товаров на рынок, преодоление эффектов локального монополизма и стимулирование роста эффективных производств.

Так, на повышение сбалансированности рынков и цен на продукты направлены меры по регулированию внешней торговли: установлены временные вывозные таможенные пошлины на пшеницу и меслин (в размере 10%), на ячмень (30% цены, что является практически запретительной пошлиной), снижены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении молока и молочной продукции и установлены временные ставки ввозной таможенной пошлины на отдельные виды сыров.

Кроме того, рассматривается вопрос о временном снижении ставок ввозных таможенных пошлин на масло соевое, масло рапсовое и подсолнечное, на отдельные виды овощей и другие меры, в частности, разработаны проект распоряжения правительства РФ об оказании поддержки инициативы хозяйствующих субъектов по заключению временных соглашений между производителями, поставщиками и продавцами товаров по стабилизации цен на основные социально значимые продовольственные товары первой необходимости и проекты Соглашения о принятии мер по стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров в целях сдерживания и стабилизации цен на продовольственные товары первой необходимости, защиты интересов населения и регулирования ситуации на потребительском рынке.